Двуглавый орёл как символ военной мощи
государства и его правителя известен с глубокой древности. Эта
фантастическая птица под именем Гандаберунда впервые упоминается в
древних канонических текстах индуизма. На дравидийском языке каннада
ганда — сильный, берунда — двухголовый. В Вишну-пуране рассказывается,
что бог-воин Вишну превращался в Гандаберунду, когда обычного оружия,
которым он владел, оказывалось недостаточно и требовалось проявить
фантастическую силу: двуглавый орёл легко мог поднять в каждой лапе и
клюве по слону или льву. Интересно, что такое изображение Гандаберунды
сохранилось не только на средневековых монетах, но и на барельефе храма
Рамешвар в индийском г. Келади, который построен в XVI веке, а также в
гербе королевства (княжества) Майсур, где Гандаберунда держит в каждой
лапе по слону.
Гандаберунда известен и в качестве
эмблемы династии королей Майсура — Водеяров, на ряде золотых и медных
монет могущественной империи Виджаянагар (юг Индии) XIII—XVI вв., а в
наши дни — в гербах штата Карнатака, г. Майсур, его университета и др.
Гандаберунда воспринимался индийцами не
только как символ бога-воина Вишну, его высшей власти и военной силы.
Как аватар (воплощение) Вишну он символизировал также соблюдение
принципов дхармы (дисциплины и порядка). Видная индийская
исследовательница из Бангалора доктор философии К.Л. Кэмэт в книге
«Prani Parisara» (о животных в индийской скульптуре) писала, что
Гандаберунда выражает также идеи плодородия и могущества, причём в
последней отражается в первую очередь военная семантика, военная
составляющая этой геральдической фигуры. Другие истоки военной семантики
Гандаберунды связаны с представлениями индусов о Вишну-воине, который,
как упоминается в брахманах, не только «совершает подвиги на благо
угнетённых и притесняемых», но и играет «решающую роль в битве богов и
асуров»1. В одной из четырёх рук он держит чакру — диск, оружие
сверхъестественной силы, напоминающее бумеранг, в другой — раковину,
издающую звук, вселяющий ужас в противника, в третьей — булаву, в
четвёртой — лук. Именно поэтому «его считают охранителем и защитником»2,
обладающим бесстрашием, необыкновенной силой и непобедимостью. Для
достижения победы Вишну способен перевоплощаться в многочисленный
арсенал аватаров, один из которых — двуглавый орёл демонстрировал
невиданную мощь и силу.
В буддизме двуглавый орёл символизировал
силу и власть Будды, в мусульманском мире — высшую, в том числе
военную, власть султана, который представлялся как богатырь-воин,
отличавшийся храбростью, решимостью, волей к победе и воинственностью.
Изображение двуглавого орла как герба
Священной Римской империи относится к XV веку. Тогда и сформировался так
называемый германский стиль двуглавого орла, отразивший германский
менталитет. Крылья «германского» двуглавого орла воинственно подняты
вверх, между маховыми перьями помещаются фады — нитевидные перья, лапы у
орла мощные, широко расставлены, а пальцы и когти вырисованы с
гротесковым натурализмом. Клювы хищнически открыты, языки далеко
высунуты. Хвост — вычурный, декоративный. Весь облик орла устрашающ и
яростен. В этом стиле двуглавых орлов изображали и великие немецкие
художники эпохи Возрождения — А. Дюрер, Г. Бургмайер и А. Альтдорфер.
На Руси двуглавый орёл в качестве
государственного символа появился, как считают многие исследователи3, в
годы правления Ивана III (1440—1505), женившегося на племяннице
последнего византийского императора Софье Палеолог в 1472 году.
Династической эмблемой Палеологов служил двуглавый орёл, поэтому его
заимствование, как полагали В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин,
демонстрировало преемственность православия и высшую власть Ивана III —
великого князя «всея Руси». Памятником, подтверждающим это, можно
считать печать из воска, привешенную к грамоте, данной Иваном III своим
племянникам в 1497 году. Иную версию высказали сначала американский
историк Г. Эйлиф4, а затем и российский историк В.А. Кучкин5, которые
установили, что печать 1497 года изготовлена немецким гравёром в
1490 году в связи с заключением договора между Москвой и Священной
Римской империей, направленного против польского короля. Так или иначе,
но отметим одну важную деталь: двуглавый орёл на печати стилистически
идентичен византийскому, а не германскому образцу. Видимо, это и хотел
подчеркнуть Иван III, когда утвердилась официальная формула «Москва —
третий Рим, а четвёртому — не бывать».
И хотя за годы своего бытия на русской
земле двуглавый орёл обрусел, социальные представления о нём долго
сохраняли византийский характер. Он понимался, прежде всего, как символ
великой и могучей державы, символ высшей власти императора, данной от
Бога, символ евразийского единства России. Изображение двуглавого орла
на оружии считалось не только оберегом, но и своеобразным талисманом,
обеспечивавшим успех и победу в бою владельцу оружия. Вот почему оно
стало в России весьма популярным в среде военных, и мы можем увидеть его
на многочисленных предметах начиная с XV века, особенно на холодном и
огнестрельном оружии.
До Петра I орёл в своих лапах держал
разные предметы, начиная с Евангелия, православного креста, кончая
скипетром, державой, копьём и мечом, который изображался как коротким,
так и длинным. Это усиливало военную символику российского герба,
поэтому и после Петра I иногда в лапах орла тоже изображали меч, а
иногда и шпагу. Забегая вперёд, отметим, что в составе Большого
Государственного герба Российской империи, утверждённого в 1882 году,
изображались архистратиг Михаил с пламенеющим мечом — главный
покровитель воинства, архангел Гавриил с копьём, девиз «С нами Бог!», а
также шлем святого великого князя Александра Невского, венчающий
гербовый щит, что существенно усиливало его военную семантику.
Авторы: Ражнёв Геннадий Владимирович — доцент Военной академии
войсковой ПВО ВС РФ имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского,
полковник в отставке, кандидат философских наук, доцент, почётный
работник высшего профессионального образования РФ Ранчугова Наталья Геннадьевна — аспирант Смоленского гуманитарного университета
1 Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. С.А. Токарёв. М., 1991. Т. 1. А — К. С. 239.
2 Символы буддизма, индуизма, тантризма. М., 1977. С. 94.
3 См., например: Наумов О.Н. Государственный герб России как проблема исторического знания // Преподавание истории в школе. 2009. № 5. С. 3.
4 Аlef Gustave. The Adoption of the Muskovite Two Headed Eagle: A Discordant View // Speculum. 1966. Vol. 41(1). P. 1—21.
5 Кучкин В.А. Великокняжеская печать с двуглавым орлом грамоты 1497 года // Вопросы истории. 1999. № 4/5. С. 24—39.
|