Как уж писалось выше, взрыватель МУВ без существенных изменений производился вплоть до середины семидесятых годов. Однако, с окончанием войны, когда наступило время глубокого и вдумчивого анализа войны и образцов вооружения, выяснилось, что взрыватель МУВ вследствие очень высокой чувствительности (всего 0.5 кг.) и несовершенства предохранительных устройств очень опасен в обращении. Регистрировалось много несчастных случаев. Если в период войны, когда на переднем плане стоял вопрос самого сохранения государства, с этим можно было мириться, то в спокойной послевоенной обстановке следовало либо отказаться от этого взрывателя вовсе, либо разработать для него достаточно надежные предохранительные устройства. Тем более, что на основе изучения опыта войны на вооружение Советской Армии поступили околочные выпрыгивающие мины кругового поражения ОЗМ-3 и ОЗМ-4, и потребность во взрывателе МУВ сохранялась.
Модернизация взрывателя затянулась и армия получила модернизированный МУВ только во второй половине шестидесятых годов под индексом МУВ-2.
Взрыватель МУВ-2. Отличался от своего предшественника наличием втулки, устанавливаемой на верхнюю часть гильзы и ударником. Ударник получил петельку из тонкой прочной стальной струны, а во втулке помещалась пластинка из мягкого металла. Предохранительная чека с вытяжным кольцом (так теперь именовалась предохранительная шпилька) проходила сквозь отверстия во втулке и единственную прорезь в ударнике, объединяя в единое целое гильзу, втулку и ударник. Петелька из струны охватывала пластинку из мягкого металла (прорезной металлоэлемент). Сверху на втулку надевался колпачок из резины. Практической роли он не играл, разве что предохранял всю конструкцию от грязи и возможной замерзшей воды.
На снимке справа взрыватель МУВ в сборе с Т-образной боевой чекой и снятым резиновым колпачком и ниже он же в разобранном виде. Гильза(1), пружина (2), ударник (3), втулка с предохранительной чекой и вытяжным кольцом(4), боевые чеки Р-образная (5а) и Т-образная (5б) и резиновый колпачек (6).
На рисунке слева чертеж взрывателя МУВ с запалом МД-5М в частичном разрезе.
В предохранительном положении подпружиненный ударник опирается верхней частью своей прорези на предохранительную чеку, которая в свою очередь, проходя через отверстия во втулке, опирается на нее. Петелька из струны, охватывает прорезной металлоэлемент, но не опирается на него.
Боевая чека (Т-образная или Р-образная) проходит сквозь прорези в нижней части втулки и нижнюю часть прорези ударника. Она удерживается на месте за счет того, что она прижимается к гильзе втулкой. Слегка приподнимая втулку, можно без труда вытащить боевую чеку одного типа и заменить ее на боевую чеку другого типа.
После удаления предохранительной чеки ударник под действием пружины подается вниз. С этого момента ударник удерживается в предохранительном положении за счет того, что он своей петелькой висит на прорезном металлоэлементе. А поскольку металлоэлемент сдела из мягкого металла, то струна начинает его постепенно перерезать. Ударник постепенно опускатся вниз. Этот процесс длится несколько минут. В этом и заключается суть временного предохранителя. Т.е. после того, как будет удалена предохранительная чека взрыватель станет в боевое положение лишь через несколько минут. Таким образом, минер может быть совершенно уверен, что в момент удаления предохранительной чеки взрыва никак произойти не может, чтобы там ни было (даже если что-то сделано неверно и мина вместо того, чтобы стать в боевое положение, просто взорвется), что у него есть по меньшей мере пара минут, чтобы удалиться в безопасное место.
По истечении некоторого времени металлоэлемент будет полностью перерезан и ударник под действием свей пружины резко опустится вниз до упора своей прорезью в боевую чеку. С этого момента взрыватель в боевом положении.
На снимках справа (резиновый колпачок для наглядности удален) виден процесс перевода взрывателя в боевое положение. Виден металлоэлемент (черный) наполовину перерезанный струной. В момент перехода в боевое положение втулка обычно слетает со взрывателя от резкого толчка (но не обязательно).
Первые серии взрывателя МУВ-2 имели струну не в виде петельки. В верхней части ударника делалась прорезь и струна закреплялась в прорези горизонтально. Это так называемый рамочный вариант. Принципиальной разницы здесь нет.
Для увеличения усилия вытаскивания боевой чеки стержень Т-образной чеки, а в некоторых сериях взрывателя и Р-образной чеки делался с горбинкой в средней части. Это увеличивало усилие вытаскивания чеки.
Характеристики взрывателя МУВ-2 мало отличались от МУВ. Диаметр гильзы 12.3 мм., длина взрывателя (от низа гильзы до верха резиногового колпачка)- 86мм., а с запалом МД-5М - 132мм. Вес (без запала) 43г. Усилие вытаскивания боевой Т-образной чеки 1.5-10кг., Р-образной боевой чеки 0.5- 1 кг.
Взрыватели МУВ-2 упаковывались в деревянные ящики размером 55х49х17 см. Вес ящика 20.5 кг. В ящике четыре герметичные банки. В каждой банке 10 картоных коробок. В каждой коробке 5 взрывателей с Р-образными чеками и 5 Т-образных чек отдельно. Т.е. всего в ящике 200 взрывателей. Запалами взрыватели не комплектовались. Существовали варианты упаковки взрывателей комплектуемых запалами МД-2 или МД-5М.
Взрыватель МУВ-2 оказался весьма удачным и отвечающим требованиям времени взрывателем. Он использовался как с запалом МД-5М, так и по необходимости с запалом МД-2. Как штатный взрыватель он использовался с минами ОЗМ-3, ОЗМ-4, ОЗМ-72, ПОМЗ-2М. Мог также использоваться и с минами МОН-50, МОН-90, МОН-100 и МОН-200, резервными минами ПМД-6М и ПОМЗ-2, с различными самодельными и импровизируемыми минами, как элемент неизвлекаемости противотанковых мин ТМН-46, ТМ-57, а также со взрывным устройством НВУ-П, и во многих других случаях.
Однако МУВ-2 сохранил один из основных недостатков взрывателя МУВ - слишком высокая чувствительность. Поэтому вскоре появляется его улучшенный образец, взрыватель МУВ-3.
Взрыватель МУВ-3. Отличается от МУВ-2 тем, что втулка изготавливается из тефлона (встречаются и металлические) и имеет на корпусе кольцевую выточку, а Р-образная чека продета в пружинную скобу, обнимающую втулку. При вытаскивании Р-образной чеки требуется преодолеть не только силу трения чеки о гильзу и втулку, но и сопротивление пружинной скобы. Это повысило сопротивление чеки с обычных 0.5-1 кг. до 2.5-6 кг. Таким образом удалось значительно снизить чувствительность взрывателя.
Несколько позднее кольцевую выточку стали делать не на втулке, а на гильзе и пружинная скоба надевалась уже на гильзу.
Характеристики МУВ-3 остались теми же самыми, что и МУВ-2 за исключением того, что вес снизился до 38 грамм, а усилие вытаскивания боевой Т-образной чеки как и прежде составляло 1.5-10кг., а вот Р-образной боевой чеки возросло до 2.5- 6 кг.
Взрыватели МУВ-3 упаковывались в деревянные ящики размером 55х49х17 см. Вес ящика 40 кг. В ящике четыре герметичные банки. В каждой банке 150 взрывателей с Р-образными чеками и отдельно 150 Т-образных чек. Т.е. всего в ящике 600 взрывателей. Запалами взрыватели не комплектовались. Существовали варианты упаковки взрывателей комплектуемых запалами МД-2 или МД-5М.
Казалось бы, что взрыватель МУВ достиг своего совершенства. Но время перевода взрывателей МУВ-2 и МУВ-3 очень сильно зависит от температуры окружающей среды. Причиной является изменение твердости металлоэлемента №2 (применяемого во взрывателях) в зависимости от температуры. Так, при температуре +40 градусов время перерезания металлоэлемента колеблется от 3 до 52 минут ( в среднем 13 минут), а при температуре - 40 градусов оно может составлять от 1 часа 56 минут до 59 часов ( в среднем 15 час.22 мин.). Это никак не удовлетворяло минеров даже в мирное время и было совершенно недопустимо в военное время.
Поэтому, к середине восьмидесятых годов на вооружение Советской Армии поступает взрыватель МУВ-4 с гидромеханическим временным предохранителем, время замедления которого составляло от 1 до 30 минут, в зависимости от температуры окружающей среды, т.е при 40 градусах время перевода в боевое положение 1 минута, а при -40 градусах 30 минут. Это уже удовлетворяло всех.
Взрыватель МУВ-4. В основном, новый взрыватель отличается от МУВ-3 поздних выпусков (обратите внимание на выточку для скобы на гильзе взрывателя) иной формой верхней части ударника и совершенно иной конструкцией втулки (механизма временного предохранителя).
Он состоит из корпуса (13) - так теперь называется гильза, ударника (12), пружины (11), втулки (8), предохранительной чеки (9), боевой чеки (10), скобы (14) и механизма дальнего взведения (МДВ).
Механизм дальнего взведения состоит из корпуса (5), металлической втулки (6), штока (3), поршня (2), двух шариков (7) и колпачка (1).
Полость корпуса (5), закрытая сверху крышкой (1) под поршнем заполнена каучуковым гелем, вязкость которого мало зависит от температуры окружающей среды. Во втулку (6), соединенную со штоком (3), входит конец ударника (12)12, который с помощью шариков (7), размещенных в его кольцевой выточке и отверстиях втулки (6), соединен со штоком поршня
Боевая чека в зависимости от типа мины применяется Р- или Т-образной формы
Для перевода взрывателя в боевое положение необходимо удалить предохранительную чеку (9), в результате чего ударник под действием пружины (11) вместе со штоком (3) и поршнем (2), находящимся в полости с жидким каучуком, перемещается, выдавливая каучук через кольцевой зазор между поршнем и корпусом МДВ.
После перемещении ударника со штоком на 5 -8 мм (по истечении времени дальнего взведения) шарики (7) выталкиваются в зазор между втулкой (8) и ударником. Освобожденный ударник опускается несколько вниз и упирается своей прорезью в боевую чеку (10). С этого момента взрыватель в боевом положении. Обычно в момент постановки взрывателя в боевое положение от резкого толчка МДВ слетает со взрывателя и над гильзой взрывателя виден только конец ударника характерной формы.
При выдергивании боевой чеки освобожденный ударник под действием пружины (11) накалывает капсюль-воспламенитель запала, который, взрываясь, вызывает взрыв заряда мины.
Маркировка на взрыватели МУВ-4 обычно не наносилась. Она имелась на упаковочных ящиках (черной краской по трафарету. Взрыватели упаковываются в деревянные ящики размерами 528х524х246 мм по 600 шт. запалами не комлектуются. Масса одного ящика 32 кг. Маркировка содержит: шифр изделия; номер партий и год изготовления; номер или шифр завода-изготовителя; количество упакованных взрывателей; массу брутто. Р-образные чеки установлены на взрыватели. Т-образные чеки в бумажных пакетах укладываются в упаковку.
Характеристики его были следующие:
Тип …………………………Механический с
гидромеханическим механизмом дальнего
взведения
Время дальнего взведения ..1-30 мин.
Усилия выдергивания боевой чеки:
Р-образной …2.0-2.5кг.
Т-образной … 3.0-11.0 кг.
Температурный диапазон применения …- 40 - + 50° С.
Масса взрывателя (не снаряженного)…… 32 г.
Размеры:
диаметр .....……………………......17 мм.
длина
……………………………....113 мм.
Это была последняя и самая удачная
модификаций взрывателя МУВ. Однако взрыватель
получился достаточно сложным в изготовлении и
дорогим. Поэтому, предписывалось выдавать МУВ-4
только для комплектования мин ОЗМ-72 и взрывных
устройств НВУ-П. Для остальных случаев по
возможности.
В период афганской войны (1979-89гг.) эти взрыватели,
в основном, поставлялись в советские части,
воевавшие в Афганистане и части, расположенные
за границей. Во внутренние округа они поступали в
очень ограниченных количествах и то, по большей
части, в учебных целях.
С началом печально известной горбачевской "перестройки" в рамках так называемого "нового политического мышления" и политики "разрядки" началось резкое снижение расходов на оборону и сокращение численности армии. Как это обычно бывало и в прошлом, эти сокращения в первую очередь коснулись инженерных войск и их финансирования, хотя, как показывает свежайший опыт современных локальных войн, удельный вес инженерно-саперных частей и подразделений с началом боевых действий быстро вырастает до одной трети численности всех войск вообще, а расход инженерных боеприпасов составляет до половины расхода всех боеприпасов.
Многочисленные локальные конфликты внутри некогда единого и могучего Советского Союза, естественно, вызвали и огромный расход инженерных боеприпасов всеми конфликтующими сторонами. Эти мины и взрыватели, тоже естественно, похищались и бесконтрольно расходовались как вновь возникающими "армиями" новых самостийных государств, так и многочисленными вооруженными группировками и формированиями политических партий и течений, а то и просто бандами. И без того небольшие запасы инженерных боеприпасов умершей Советской Армии быстро расстаяли. Новой Российской Армии достались лишь жалкие остатки этих боеприпасов, т.к. большая часть инженерных складов была издавна приближена к границам, где теперь развивались чужие флаги.
Финансирование Российской Армии не обеспечивало даже ее ежедневных потребностей (питание, одежда, зарплата). Говорить о наращивании запасов инженерных мин и взрывателей не приходилось.
Чеченская война 1995-96гг. быстро высосала из инженерных складов остатки запасов взрывчатки, мин и взрывателей. Между тем, стало совершенно очевидным то, что без армии Россия существовать не сможет. Не говоря уж о территориальных притязаниях со стороны Китая, Литвы, Латвии, Эстонии, Японии, возраставшей угрозе военного вторжения со стороны афганских талибов, было ясно, что без способности к вооруженной защите Россия может оказаться жертвой даже очень маленькой, но свирепой и беспощадной Чечни. Было необходимо пополнять в том числе и инженерные арсеналы. Но особого желания раскошеливаться на армию у современного демократического руководства страны как не было, так и нет.
Поэтому, в области средств взрывания вспомнили о старом, предельно дешевом взрывателе МУВ. Производство его было возобновлено в 1995 году, причем постарались удешевить и его - гильзу взрывателя стали изготавливать из дешевой низкокачественной пластмассы. Эти взрыватели не выдерживают и года на минном поле.
Да, эти взрыватели, как я писал уже выше, опасны в обращении. Вдвойне опасны, когда они используются вчерашними школьниками, а сегодня наспех и кое-как обученными солдатами. Ну и что? Это во времена "античеловечного тоталитарного коммунистического режима" можно было тратить народные денежки на всякие там механизмы дальнего взведения и временные предохранители. Теперь же, в демократической России где главенствуют "приоритеты общечеловеческих ценностей", где "во главу угла ставится гуманизм и права человека" деньги экономятся за счет солдатских жизней. Обойдется армия и простейшими, а потому крайне опасными взрывателями. Солдат и офицер в новой России ценятся куда ниже артиста и журналиста.
Вот так и получилось, что, начав свою боевую службу в далеком 1932 году, этот взрыватель пережил все свои модификации и спустя семьдесят лет наша армия воюет все с тем же МУВом. Глядишь, через несколько лет увидим и солдата с дедовской трехлинейной винтовкой обр.1891 года, а старенькие тридцатьчетверки будем снимать с постаментов и вводить в строй наших доблестных бронетанковых соединений, стремительно теряющих последние Т-72 и последних квалифицированных танкистов, так и не дождавшихся суперсовременных Т-90, которых, наверное, нет только у нас, да еще у Верхней Вольты (или Нижней?).
На снимке слева взрыватель МУВ изготовления 1996 и 1997 года. Как видим, выбран наиболее простой и дешевый вариант образец 1942 года без распорной втулки и даже без скобы, как на взрывателе МУВ-3. Да еще и ударник сделали покороче, чтоб подешевле. И Т-образную чеку предписано "при необходимости изготавливать в войсках".
А может еще проще сделать - разослать в войска листовки с изображением взрывателя УВГ (на финский манер) и предложить войскам самим делать взрыватели, используя стреляные пулеметные гильзы? Бумаги-то, наверное, и в Генштабе и в Госдуме пока еще хватает. Вот совести, чести, ответственности перед страной и государственного мышления там, похоже, уже не осталось вовсе.