В Госдуму внесен очередной законопроект, предлагающий выдать ветеранские корочки тем, кто служил в горячее время в Таджикистане. Сегодня участники боев на таджикско-афганской границе на деле получить удостоверения практически не могут.
Как отмечают парламентарии, доказать право на ветеранский статус крайне сложно, и пока это удалось единицам. Так случилось, что бои на южной границе в 90-е годы прошлого века оказались как бы войной второго сорта. По крайней мере, участники тех событий были долгое время забыты, статуса ветеранов боевых действий им не полагалось. Людей, проливавших кровь на таджикско-афганской границе, как бы сбросили со счетов. Несколько лет назад законодатели вроде бы попытались исправить ошибку, но сделали это так, что лучше бы и не пробовали. Легче взять штурмом высоту, где засели боевики, чем выбить ветеранские корочки из рук бюрократов по действующим сейчас правилам.
В нынешнем законе прописано, что боевой статус присваивается за боевые действия в Таджикистане. На первый взгляд подвоха незаметно. Однако чиновники поняли норму так, будто человек должен доказать, что воевал. Проблема в том, что в личных делах солдат и офицеров война тогда не фиксировалась. Туда вносились совсем другие формулировки: вооруженный конфликт и чрезвычайное положение. Кстати, то же самое написано и в современных справках Центрального архива минобороны в Подольске, выданных по запросам военкоматов. В итоге доказать свое право на корочку служивому очень трудно, даже через суд. Вот и получается, что даже орденоносцы де-юре как бы и не участвовали в боях.
Добиться получения статуса ветерана боевых действий в Таджикистане сейчас практически невозможно
Например, чиновники сочли недостаточными справку из личного дела, что офицер-пограничник такой-то "неоднократно выезжал на места боестолкновений", а также выписку из приказа директора Федеральной пограничной службы, что тот же самый офицер "за мужество и отвагу награжден медалью". Действительно, отвага еще ничего не доказывает, ее можно проявлять и при получении пайка на складе, кому как не паркетным чиновникам это знать?
Недавно законотворцы уже пытались внести в закон более корректные формулировки. Но с подачи Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов тот законопроект был возвращен авторам. Предлог, по которому предложение завернули, наверное, можно назвать иезуитским. Было указано, что присвоение статуса ветеранов потребует дополнительных бюджетных расходов, поэтому социальный комитет потребовал предоставить правительственный отзыв на законопроект.
Получилась та же самая ситуация: формально вроде гладко, а на деле формализм. Ведь почти за год до того правительство заложило в бюджет средства для социальной поддержки участников боевых действий в Таджикистане. Принципиально вопрос был решен, требовалось только исправить законодательную ошибку.
Предполагалось, что новые удостоверения получат 23 тысячи 520 человек. Но как показала практика, на статус ветеранов претендует гораздо меньше людей. Дело в том, что многие из участников боев на таджикско-афганской границе уже ветераны - кто-то за Афганистан, а большинство за Чечню. Так что дело уже не в цене вопроса, не так уж она велика, а - в отношении к людям. Предложенные инициативы меняют лишь терминологию, не расширяя число получателей средств. |