На основе документов, которые впервые вводятся в научный оборот, автор раскрывает особенности применения артиллерии Красной армии в походе в Западную Украину и Западную Белоруссию в 1939 году, освещает действия советских войск на начальном этапе похода, анализирует состояние советской артиллерии, её готовность к боевому применению и роль в огневом поражении противника, а также основные недостатки, выявленные в ходе боевых действий.
Вероломное нападение фашистской Германии на Польшу 1 сентября 1939 года изменило соотношение сил в Европе.
11 сентября 1939 года приказом наркома обороны К.Е. Ворошилова на базе Белорусского и Киевского особых военных округов (БОВО и КОВО) были сформированы управления Белорусского фронта (БФ) под командованием командарма 2 ранга М.П. Ковалёва и Украинского фронта (УФ) во главе с командармом 1 ранга С.К. Тимошенко1.
Витебская, Минская и Бобруйская армейские группы БОВО 15 сентября 1939 года были развёрнуты, соответственно, в 3-ю (командующий — комкор В.И. Кузнецов), 11-ю (командующий — комдив Н.В. Медведев) и 4-ю (командующий — комдив В.И. Чуйков) армии. Из Московского военного округа в состав Белорусского фронта по приказу Генштаба от 9 сентября было выделено управление 10-й армии (командующий — комкор И.Г. Захаркин). В составе фронта с использованием личного состава управления Калининского военного округа была создана конно-механизированная группа (КМГ) (командующий — комкор И.В. Болдин).
На базе КОВО были созданы Житомирская, Винницкая и кавалерийская армейские группы (АГ). Житомирская АГ (командующий — комдив И.Г. Советников) 16 сентября была переименована в Шепетовскую, 18 сентября — в Северную, 28 сентября — в 5-ю армию. Винницкая АГ (командующий — комкор Ф.И. Голиков) 16 сентября стала Волочиской, 24 сентября — Восточной, 28 сентября — 6-й армией. Кавалерийская АГ (командующий — командарм 2 ранга И.В. Тюленев) 16 сентября стала Каменец-Подольской, 20 сентября — Южной группой, 24 сентября — 12-й армией.
К вечеру 16 сентября войска БФ и УФ были развёрнуты в исходных районах для наступления.
Польша заранее готовилась к войне с Советским Союзом. По плану развёртывания польских войск на восточной границе «Всхуд», который разрабатывался с 1935—1936 гг., севернее Полесья предполагалось развернуть три армии. Главный резерв из шести пехотных дивизий, двух кавалерийских бригад и одной мотобригады должен был располагаться в районе Бреста. Кроме того, предусматривалось развернуть несколько резервных пехотных дивизий2. Но в связи с событиями сентября 1939 года этот план остался на бумаге.
Маршал Польши Э. Рыдз-Смиглы поздним вечером 17 сентября передал по радио приказ польским войскам: «Советы вторглись. Приказываю осуществить отход в Румынию и Венгрию кратчайшими путями. С Советами боевых действий не вести, только в случае попытки с их стороны разоружения наших частей. Задача для Варшавы и Модлина, которые должны защищаться от немцев, без изменений. Части, к расположению которых подошли Советы, должны вести с ними переговоры с целью выхода гарнизонов в Румынию или Венгрию»3. Продолжать сопротивление было приказано лишь частям, отступавшим от Збруча к Днестру и прикрывавшим «румынское предмостье».
Советские бойцы и командиры осматривают трофейное вооружение
Президент Польши И. Мосьцицкий обратился к народу, призвал поляков «сохранять твёрдость духа и мужество в борьбе с бездушными варварами», после чего вечером 17 сентября вместе с польским правительством во главе с премьер-министром Ф. Складковским пересёк границу. Следом Польшу покинул главнокомандующий Войском Польским маршал Э. Рыдз-Смиглы.
Советская группировка объединяла 8 стрелковых, 5 кавалерийских и 2 танковых корпуса, 21 стрелковую и 13 кавалерийских дивизий, 16 танковых, 2 моторизованные бригады и Днепровскую военную флотилию (ДВФ)4. К началу наступления войска БФ насчитывали 3167 орудий и миномётов, более 2400 танков. В составе УФ были 1792 орудия и миномёта, 2330 танков.
Таким образом, в обоих фронтах насчитывались 4959 орудий и миномётов, но артиллерийские части и подразделения РККА были укомплектованы не лучшим образом. Некоторые артиллерийские полки начали боевые действия с некомплектом материальной части и боеприпасов. Например, в журнале боевых действий 54-го артиллерийского полка отмечено, что до 20 сентября 1939 года в его первом дивизионе были батареи двухорудийного состава и только в Нелюбичах полк был доукомплектован, все батареи стали четырёхорудийными5. Запись от 27 сентября свидетельствует, что в полку «недостает взрывателей на 76-мм — 30 шт., для 122-мм — 70 шт.»6. То есть практически до окончания боевых действий обоз полка перевозил 100 снарядов как балласт. Плохое качество конского состава не позволило артиллерийским дивизионам этого полка при пересечении границы начать движение вместе с пехотой. В результате стрелковый полк, которому они были приданы, углубился на территорию Польши и почти сутки наступал без поддержки артиллерии. Изнурительные марши, боевые потери и болезни конского состава привели к тому, что в начале октября полк практически лишился подвижности. Об этом свидетельствует запись в журнале боевых действий от 7 октября: «В полку угрожающее положение с лошадьми»7.
Серьёзными недостатками страдало и управление советской артиллерией. Например, не была организована артиллерийская разведка, на начальном этапе Западно-Украинской операции артиллерия 60-й стрелковой дивизии «получила задачи общего характера по подавлению огневых средств противника в районе Тыннэ, опушек леса на левом берегу р. Случь»8.
В большинстве случаев наступавшие советские войска не проводили артиллерийской подготовки атаки или форсирования водной преграды. Иногда назначался огневой налёт. Так, на участке 17-го стрелкового корпуса (ск) 6-й армии УФ 17 сентября в 4.00 штурмовая группа пограничников и красноармейцев захватила Волочиский пограничный мост. В 4.30 войска 17 ск нанесли артиллерийский удар по огневым точкам, опорным пунктам противника и в 5.00 практически без сопротивления приступили к форсированию р. Збруч, используя захваченный мост и наведённые переправы. Затем около 8.00 свернулись в походные колонны и двинулись в сторону Тарнополя (ныне — Тернополь).
Детали прорыва приграничного Сарненского укреплённого района (УР) частями 60-й стрелковой дивизии (сд) свидетельствуют, что дивизионная артиллерия не применялась для разрушения оборонительных сооружений противника. Атака была назначена на 5.00 19 сентября. Эффективному применению артиллерии с закрытых позиций помешал густой туман. В обзоре, подготовленном преподавателем Военной академии имени М.В. Фрунзе майором И.П. Мариевским, о дальнейших событиях сказано: «После небольшой стрельбы из артиллерии прямой наводкой по долговременной точке у церкви Тыннэ, при поддержке танков, которые своим корпусом закрывали амбразуры соседних точек, поддерживающих блокируемый ДОТ у церкви, пехота с сапёрами, преодолев заграждение, ослепила ДОТ. Средствами подрывников долговременная точка у церкви была обезврежена. Таким путём был блокирован ещё ряд точек на участке 358 сп и к 8.00 путь через УР был открыт»9.
О низкой интенсивности боевых действий свидетельствует расход боеприпасов артиллерией корпусов 6-й армии — 17 ск и 2-го кавалерийского корпуса (139 орудий). С 17 по 25 сентября артиллерия 17 ск (306 орудий и миномётов) израсходовала 604 снаряда, в среднем — около двух на орудие. В стрелковых дивизиях этого корпуса за тот же период израсходовано: 96 сд — 243 снаряда, 97 сд — 176 и 99 сд — 56 снарядов10. Около 65 проц. этих боеприпасов израсходованы 17—18 сентября 1939 года в боях за Тарнополь. 86 проц. израсходованных боеприпасов составили 45-мм и 76-мм снаряды.
Судя по этим данным, корпусная и артиллерия усиления (107-мм, 152-мм, 203-мм орудия) к огневому поражению противника не привлекались. Отсутствие сведений о расходе 82-мм мин свидетельствует, что они не применялись стрелковыми частями. В 17 ск насчитывались 34 миномёта, они применялись ограниченно с 26 по 30 сентября, израсходовали лишь 41 мину11.
Артиллерия 2-го кавалерийского корпуса (кк) израсходовала 950 снарядов, в среднем около 7 снарядов на орудие. Кавалерийские дивизии этого корпуса по состоянию на 25 сентября 1939 года израсходовали: 3 кд — 522 снарядов, 5 кд — 129 и 14 кд — 209 снарядов12. 94 проц. из них — 45-мм и 76-мм снаряды.
Записи в журналах боевых действий артиллерийских полков 6-й армии свидетельствуют об отсутствии массирования артиллерии и низкой интенсивности её применения, особенно дивизионной и корпусной артиллерии в приграничных боях. Например, записи о боевых действиях 98-го гаубичного артиллерийского полка заняли в журнале две страницы. О начале действий говорится: «17 сентября 1939 г. 9.00. Не встречая сопротивления противника, полк переправился через р. Збруч». Далее полк поддерживал наступавших только «колёсами» и «к исходу дня 22 сентября после сдачи Львова полк расположился на ночлег в с. Вел. Солома». Завершала журнал запись: «Потерь в людском, конском составе и артиллерии полк не имел»13. <…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
Автор:МИЛЬБАХ Владимир Спартакович — заведующий кафедрой гуманитарных и социально-экономических дисциплин Михайловской военной артиллерийской академии, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент
Источник:http://history.milportal.ru
___________________
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Мельтюхов М.И. Советско-польские войны. Военно-политическое противостояние 1918—1939 гг. М.: Вече, 2001. С. 287.
2 Там же. С. 300.
3 Там же. С. 301.
4 Там же. С. 298.
5 Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 35084. Оп. 1. Д. 101. Л. 2.
6 Там же. Л. 6.
7 Там же.
8 Там же. Д. 664. Л. 254.
9 Там же. Л. 255об.
10 Там же. Д. 232. Л. 1.
11 Там же. Л. 17.
12 Там же. Л. 5.
13 Там же. Д. 104. Л. 1, 2. |