Денежное довольствие военнослужащих является составной частью финансового обеспечения войск (сил) для удовлетворения личных материальных потребностей военнослужащих. Осуществляется в виде регулярной выплаты им денег в размерах, установленных государством в соответствии с выполняемыми служебными обязанностями1.
Денежное довольствие военнослужащих в годы Великой Отечественной войны состояло из оклада месячного денежного содержания и дополнительных выплат. В свою очередь, оклад месячного денежного содержания формировался из штатно-должностного оклада военнослужащего и оклада по воинскому званию. Начальствующему составу с ноября 1938 года должностные оклады были установлены по тарифной сетке, состоявшей из 31 тарифного разряда (от 550 рублей по первому разряду и до 3200 рублей по 31 разряду)2. Оклады содержания по этой тарифной сетке дифференцировались по родам войск.
Военнослужащим сверхсрочной службы денежное содержание выплачивалось по 11-разрядной тарифной сетке. В зависимости от их служебного опыта по каждому разряду устанавливались два оклада: для военнослужащих первого и второго года сверхсрочной службы и для военнослужащих третьего и последующих лет службы.
Военнослужащим срочной службы оклады денежного содержания определялись по 5-разрядной тарифной сетке от 8 рублей 50 копеек рядовому составу по первому году службы и до 150 рублей старшине роты по третьему году срочной службы. Размер месячного денежного содержания определялся по типовым воинским должностям соответствующего рода войск, штатному и персональному воинскому званию, присвоенному военнослужащему, а также по годам срочной службы. Сложность тарификации военнослужащих срочной службы являлась одной из причин недоплат и переплат размера денежного довольствия. Например, оклады по третьему году срочной службы были в несколько раз выше не только окладов по второму году службы для таких же должностей, но и для более высоких. Так, заместитель командира отделения (и ему равные) по третьему году службы получал оклад 65 рублей, а командир отделения, помощник командира взвода и старшина роты по второму году службы получали 17 рублей 50 копеек, 22 рубля 50 копеек и 32 рубля 50 копеек соответственно3. Таким образом, подчинённые порой получали значительно большие оклады, чем их начальники.
Лицам среднего и старшего начальствующего состава запаса, не получившим после мобилизации назначения на штатные должности, а также зачисленным на курсы переподготовки со дня призыва и до назначения на штатные должности, выплачивались оклады: имевшим воинские звания до капитана и им соответствующие включительно — 550 рублей, имевшим воинские звания майора, подполковника и им соответствующие — 750 рублей, высшему начальствующему составу — 1000 рублей в месяц4.
Важное значение имело установление личному составу действующей армии выплаты единовременного пособия и полевых денег. Среднему, старшему и высшему начальствующему составу кадра и запаса, сверхсрочнослужащим, убывавшим в действующую армию или находившимся в частях, вошедших в состав действующей армии к началу военных действий, взамен подъёмного пособия выдавалось единовременное пособие в размере месячного основного оклада по занимаемой штатной должности5.
Полевые деньги выплачивались всему личному составу действующей армии (до армейского тыла включительно) в зависимости от основных окладов денежного содержания. Получавшим оклад содержания до 40 рублей, от 40 до 75 рублей и более 75 рублей полевые деньги выплачивались соответственно в размере 100, 50 и 25 проц. оклада содержания.
Для выплаты полевых денег устанавливались два условия: чтобы воинская часть входила в состав действующей армии и чтобы она дислоцировалась до армейского тыла включительно. Если одно из этих условий не выполнялось — полевые деньги не выплачивались. На основании этого при выплате полевых денег военнослужащим возникало много противоречий. На практике подавляющее большинство тыловых фронтовых частей в период военных действий базировались в пределах армейского тыла, однако некоторые части и учреждения (артиллерийские склады, разведывательный отдел штаба фронта и др.) по специфике своей работы или другим условиям (невозможность часто перевозить огромные запасы боеприпасов для перемены пункта дислокации, значительная протяжённость трассы обслуживания и др.) иногда оставались за пределами армейского тыла, в связи с чем лишались возможности получения полевых денег6.
Например, за период военных действий часто бывали случаи, когда полевые аэродромы прикрывали части противовоздушной обороны (ПВО), входившие в дивизионные районы ПВО, и артиллерийские части зенитной артиллерии резерва Главного командования (РГК), входившие в состав фронта. Аэродром находился за пределами армейского тыла. Военнослужащим дивизиона ПВО, входившего в дивизионный район ПВО, полевые деньги выплачивались, а военнослужащим зенитного дивизиона РГК, несшим ту же службу, полевые не были положены и не выплачивались. Ходатайство финансового отдела армии о разрешении в данном случае выплаты полевых денег военнослужащим зенитного дивизиона РГК было отклонено Финансовым управлением Красной армии (ФУ КА), хотя и те, и другие военнослужащие несли ту же службу, находились в одинаковых условиях боевой обстановки и одинаково подвергали свою жизнь опасности при нападении противника с воздуха7.
Приказом Народного комиссариата обороны (НКО) СССР № 224 от 26 июня 1941 года вольнонаёмному составу частей и учреждений Красной армии за время фактического нахождения в действующей армии вне пункта их постоянного проживания выплачивались суточные деньги в размере 1,5 проц. оклада, а согласно директиве ФУ КА № 1/656 от 9 декабря 1944 года вольнонаёмному составу санитарных поездов суточные деньги не выплачивались. В состав войск фронтов входили фронтовые эвакопункты, в чьём подчинении имелись временные санитарные поезда, перевозившие раненых из госпиталей передовой линии фронта в эвакогоспитали фронтового эвакопункта, которые никогда не выезжали за пределы фронтового тыла. Вольнонаёмному составу этих санитарных поездов, входивших в состав фронта, а следовательно, в состав действующей армии, на основании вышеуказанной директивы выплата полевых денег была прекращена. По мнению большинства вольнонаёмных, это решение было несправедливо8.
Боевая обстановка, особенно в период первых оборонительных операций, очень часто требовала назначения лиц начальствующего состава на должности, по которым оклад был ниже ранее получаемого. Учитывая это обстоятельство, Совет народных комиссаров (СНК) СССР разрешил военным советам фронтов и армий сохранять за лицами высшего, старшего и среднего начальствующего состава, назначенными на нижеоплачиваемые штатные должности в частях и учреждениях действующей армии, ранее получаемые более высокие оклады денежного содержания.
Согласно справке начальника ФУ КА генерал-майора Я.А. Хотенко № 870348с от 1 февраля 1942 года была установлена дополнительная надбавка от 20 до 30 проц. к окладу военнослужащим Военно-морского флота (ВМФ) за время фактического пребывания в действующих флотах и флотилиях (до тыловых органов флотов и флотилий включительно). Вольнонаёмному составу вспомогательных судов ВМФ эта надбавка не выплачивалась, но тем командам, которые обеспечивали корабли действующего флота, бесплатно отпускался продовольственный паёк9.
Непосредственно во время ведения боевых действий возникала необходимость эвакуации раненых и обеспечения их денежными аттестатами. Там, где начальники финансовых служб в период интенсивных боёв находились на полковом пункте медпомощи, эвакуированные обеспечивались аттестатами на месте. Но такую возможность должностные лица финорганов не всегда имели, т.к. одновременно им зачастую приходилось выдавать денежное содержание личному составу или оформлять денежные документы в финансовом отделе армии, и по этой причине выполнять многие возложенные на них обязанности они были не в состоянии. По штату у них не было писарей, а все документы на убывавших в медицинские санитарные батальоны и госпитали раненых военнослужащих приходилось заполнять вручную лично.
Сведения о раненых и убывших лицах сержантского состава начальник финансовой службы получал от строевой части с большим опозданием, а иногда и вообще не получал, т.к. строевая часть полка, не имея донесений от командиров подразделений, только через 10—30 дней могла дать объективную информацию о боевых потерях и выбывших из строя военнослужащих. Начальник финансовой службы, получив выписку из приказа, оформлял аттестаты и направлял их в армию, оттуда они направлялись в 4 отдел ФУ КА для рассылки по госпиталям.
Но практика показала, что военнослужащие, получившие ранения, продолжительное время в одном госпитале не лежали: для дальнейшей реабилитации их переводили в другие лечебные учреждения. В то время, когда денежный аттестат, высланный воинской частью, пересылался в один госпиталь, данный военнослужащий уже лечился в другом10.
Согласно директивным указаниям ФУ КА от 11 июля 1941 года, которые были разосланы всем начальникам финансовых отделов военных округов и фронтов, выплата денежного содержания больным и раненым военнослужащим, находившимся на излечении в лечебных заведениях, производилась по денежным аттестатам, выданным по месту постоянной службы. В тех случаях, когда военнослужащим по условиям обстановки денежный аттестат выдан не был, выплата денежного содержания производилась за текущий месяц без денежного аттестата, устанавливались все необходимые данные для выплаты по опросному листу в установленном порядке. Если к моменту получения основного аттестата военнослужащий ещё не убывал, ему производился перерасчёт, выдавался новый аттестат (взамен ранее выданного по опросному листу), а копия его хранилась вместе с опросным листом.
При выдаче денежного содержания без аттестата производилась выплата лишь основного оклада по штатной должности, процентной надбавки за выслугу лет и полевых денег (кому было положено). Другие дополнительные виды денежного довольствия без основного аттестата не выплачивались11.
Органы государственной власти и военного управления проявляли заботу о достойном денежном содержании личного состава тех подразделений, которые больше других подвергали свою жизнь опасности. Так, на основании директивы ФУ КА № 1354615 от 30 сентября 1942 года по вопросу денежного довольствия личного состава отдельных штурмовых стрелковых батальонов за время нахождения в этих батальонах руководящему составу оклады выплачивались в повышенных размерах.
Кроме того, каждый месяц службы в составе кадра отдельных штурмовых стрелковых батальонов на указанных выше должностях засчитывался при назначении пенсии за 6 месяцев12.
В период наступательной операции Красной армии в битве за Москву немецко-фашистские войска при отступлении с целью сдерживания продвижения наших войск разрушали пути сообщения, особенно железные дороги, мосты, железнодорожные депо и т.д.
Восстановление путей подвоза в сложившихся условиях в минимальные сроки приобретало первостепенное значение. Чтобы стимулировать высокие темпы восстановления железных дорог и железнодорожных сооружений, с 1 января 1942 года были повышены оклады денежного содержания всему начальствующему и рядовому составу железнодорожных частей, занятых на восстановительных работах13.
Совершенствованию материального обеспечения военнослужащих Красной армии способствовала гибкая тарифная политика, проводившаяся в период войны органами государственной власти и военного управления. Она позволяла так формировать денежное содержание военнослужащих, чтобы оно максимально стимулировало повышение их воинского мастерства и тем содействовало разгрому противника. С развитием военных действий на фронтах, оснащением войск новой боевой техникой, совершенствованием тактического и оперативного искусства в значительной степени возрастали роль и значение отдельных родов войск и воинских специальностей. Наряду с установлением ряда преимуществ в прохождении службы личному составу этих родов войск и военнослужащим ведущих специальностей повышались оклады содержания.<…>
Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Военный энциклопедический словарь. М.: Оникс 21 век, 2002. С. 432.
2 Центральный архив Министерства обороны РФ (ЦАМО РФ). Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1326. Л. 13.
3 Финансовая служба Вооружённых сил СССР в период войны. М.: Воениздат МО СССР, 1967. С. 203.
4 Там же. С. 195.
5 Об установлении порядка выдачи пособий и полевых денег военнослужащим действующей армии: приказ НКО СССР № 224 от 26 июня 1941 г. См.: ЦАМО РФ. Ф. 208. Оп. 2511. Д. 5. Л. 21—23.
6 Там же. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1761. Л. 11.
7 Об окладах содержания и других видах денежного довольствия военнослужащих: приказ НКО СССР № 380 от 13 мая 1942 г. См.: там же. Л. 12.
8 Там же. Л. 12, 13.
9 Там же. Д. 21. Л. 15.
10 Там же. Д. 1766. Л. 36—41.
11 Там же. Ф. 32. Оп. 11302. Д. 60. Л. 167.
12 Там же. Ф. 80. Оп. 12295. Д. 1311. Л. 59, 60.
13 Там же. Д. 1326. Л. 19.
Автор: НАСОНОВ Константин Александрович — подполковник, кандидат исторических наук
Источник: Военно-исторический журнал |