Утверждается, что название «гимнастёрка»
было внедрено в официальный оборот только в марте 1942 года по личному
распоряжению главного интенданта Красной армии генерал-майора
интендантской службы П.И. Драчёва. До этого решения в официальной
документации применялся термин «рубаха», а ещё раньше — «гимнастическая
рубаха».
На сегодняшний день ни один
исследователь не назовёт с определённостью дату, которую можно считать
точкой отсчёта существования гимнастёрки как предмета воинского
обмундирования. Большинство авторов сходятся во мнении, что
гимнастическая рубаха была введена в конце 50 — начале 60-х годов
XIX века для гимнастических упражнений и хозяйственных работ. Однако
конкретный приказ о её учреждении пока не обнаружен. Видимо, причина в
том, что гимнастическая рубаха на деле представляла собой солдатскую
нательную рубаху, а она, в свою очередь, видоизменённую крестьянскую
исподнюю одежду. Вне строя, в местах расквартирования солдаты носили
нижнюю рубаху без мундира с надетой (накинутой) на неё шинелью, с
фуражкой на голове. В боевых условиях в местах с жарким климатом
нательная рубаха становилась «строевой одеждой». Начальство смотрело на
подобные вольности сквозь пальцы. На знаменитой акварели М.Ю. Лермонтова
и Г.Г. Гагарина, запечатлевшей эпизод сражения при реке Валерик на
Кавказе, русские солдаты изображены в белых холщовых рубахах, белых
полотняных штанах и с белыми чехлами на бескозырках.
Достоверно известно, что 7 мая 1856 года
приказом по военно-учебным заведениям воспитанникам было предписано
«летом, в знойное время» носить «белые полотняные матросские рубашки»
без погон. Сам же термин «гимнастическая рубаха» впервые встречается в
приказе военного министра от 18 июня 1860 года, которым для генералов и
офицеров вводился белый полотняный китель по образцу уже существовавшего
в кавалерии. В приказе упоминается, что офицеры пехоты должны носить
эти кители «на службе только в тех случаях, когда нижние чины надевают
установленные для гимнастических упражнений рубашки».
Гимнастическая рубаха имела простой и
функциональный покрой, как и большинство народных изобретений: кусок
полотна перегибался пополам и сшивался по бокам, затем вырезалась
горловина, оформлявшаяся невысоким стоячим воротником и неглубокой
застежкой спереди с крючками или пуговицами. К «стану» пришивались
рукава без обшлагов. Срок службы определялся одним годом.
В приказе по военному ведомству № 149 от
26 апреля 1869 года для всех чинов войск Туркестанского военного округа
вводились белые гимнастические рубахи в качестве одного из постоянных
предметов летней походной формы одежды. На рубахи пристёгивались
плечевые мундирные погоны образца 1868 года. Несмотря на то что приказ
действовал только в пределах ТуркВО, они постепенно стали
распространяться и в других местах.
Александр III в рамках возрождения
«русского» стиля, имевшего весьма отдалённое отношение к реальным
российским традициям, переодел армию в так называемый народный мундир,
что в те годы вызвало много споров и даже приводило к отставкам
офицеров, не желавших носить «мужицкой одежды». Не вступая в полемику,
отметим, что для «мужицкого» мундира «мужицкая» же гимнастическая рубаха
пришлась как нельзя более кстати и стала летней формой одежды — 1 мая
каждого года русская армия переодевалась в белое.
Печальный опыт Русско-японской войны
1904—1905 гг. привёл к военным реформам 1905—1912 гг., в ходе которых
армия переоделась в защитное обмундирование. В 1907 году для нижних
чинов вводится походная хлопчатобумажная гимнастёрка зеленовато-серого
цвета, а в 1912 году появляется походная рубаха русского покроя —
косоворотка без карманов, с воротником, застёгивавшимся у левого плеча,
справа налево. Ещё через год вводится гимнастёрка с нагрудными
накладными карманами с планкой.
Походной одеждой офицера стал
однобортный, на 5 пуговицах, защитного цвета китель образца 1907 года.
После начала Первой мировой войны приказом по военному ведомству № 598
от 1914 года офицерам, врачам и военным чиновникам было разрешено
заменить свои походные кители суконными рубахами образца 1912 года.
Наиболее приметным внешним отличием офицерской рубахи от солдатской того
же образца было наличие карманов. Впрочем, в годы войны офицеры носили и
обычные солдатские рубахи, а солдаты позволяли себе и неуставные
предметы одежды. В целом, что естественно, на фронте носили всякие
рубахи.
«Рубаха летняя» входила в перечень
первых четырёх образцов единого обмундирования, утверждённого приказом
РВСР4 от 8 апреля 1919 года № 628. В дальнейшем появлялись рубаха летняя
для всех родов войск (1922 г.), рубаха суконная (1922 г.), суконная
рубаха-френч (1924 г.), рубаха зимняя (1929 г.) и т.д. Изменялись
покрой, материал, расположение карманов и прочие детали, но, не считая
нового парадно-выходного мундира образца 1941 года, гимнастёрка до
1943 года оставалась принадлежностью всех видов формы одежды
военнослужащего.
Великую Отечественную войну наши войска встретили в гимнастёрках образца 1935 года.
15 января 1943 года приказом НКО СССР
№ 25, вводившего новое обмундирование и погоны, в качестве предмета
парадной формы одежды гимнастёрка была заменена мундиром, оставшись
принадлежностью только повседневной и полевой форм одежды, разумеется,
слегка изменившись: в частности, вместо отложного воротника она получила
стоячий, лучше подходивший для ношения погон. В послевоенное время
гимнастёрка существенных изменений не претерпела, оставаясь основным
предметом повседневной и полевой форм одежды всех категорий
военнослужащих. 26 июля 1969 года были введены новые «Правила ношения
военной формы одежды военнослужащими Советской Армии и Военно-Морского
Флота». Они начинали действовать с 1 января 1970 года, а с 1 января
1972 года ношение прежней формы было запрещено. Ушла в прошлое и
гимнастёрка, несмотря на то, что её ещё долго продолжали донашивать.
Около ста лет гимнастёрка верно служила
нашим защитникам Отечества. Выдержанная в национальном стиле, она
являлась почти идеальной полевой одеждой российского солдата. Автор:Печейкин Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея, кандидат исторических наук
|