ГУМИЛЕВ, ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ (1912–1992) – советский историк, создатель пассионарной теории этногенеза.
Родился 1 октября 1912 в Царском Селе в семье знаменитых русских
поэтов Н.С.Гумилева и А.А.Ахматовой . Брак родителей фактически распался
в 1914, воспитанием занималась его бабушка, в усадьбе которой около
Бежецка (Тверская область) прошли детские годы ребенка. Когда мальчику
исполнилось 9 лет, его отец был обвинен в участии в белогвардейском
заговоре и расстрелян. Позже этот факт не раз служил поводом для
политических обвинений «сына врага народа».
В 1926 переехал жить из Бежецка в Ленинград, к своей матери. В 1930
ему отказали в поступлении в Пединститут им. Герцена из-за
непролетарского происхождения и отсутствия трудовой биографии. Четыре
года ему пришлось доказывать свое право на образование, работая
чернорабочим, коллектором, лаборантом. В 1934 поступил на исторический
факультет Ленинградского университета, в 1935 его впервые арестовали.
Гумилева быстро выпустили, но отчислили из университета. В течение
следующих двух лет он продолжал образование самостоятельно, изучая
историю древних тюрок и восточные языки. В 1937 его восстановили на
историческом факультете, но год спустя вновь арестовали. После долгого
следствия осудили на 5 лет ссылки в Норильске. После окончания срока он
не мог покинуть Север и работал в экспедиции Норильского комбината. В
1944 ушел добровольцем на фронт и в составе Первого Белорусского фронта и
дошел до Берлина.
Сразу после демобилизации Лев Николаевич экстерном закончил
исторический факультет Ленинградского университета и поступил в
аспирантуру Института Востоковедения. Наученный горьким предыдущим
опытом, Гумилев опасался, что на свободе ему долго находиться не дадут,
поэтому в сжатые сроки сдал все экзамены и готовил диссертацию. Однако
защитить ее молодой ученый не успел – в 1947 его как сына опальной
поэтессы исключили из аспирантуры. Научная биография вновь прервалась,
Гумилев работал библиотекарем психиатрической больницы, а затем научным
сотрудником Горно-Алтайской экспедиции. Наконец в 1948 ему удалось
защитить кандидатскую диссертацию по истории Тюркского каганата. Меньше
года он проработал старшим научным сотрудником Музея этнографии народов
СССР, пока его опять не арестовали. Новый 7-летний срок он провел в
лагерях под Карагандой и под Омском. За это время он написал две научные
монографии – Хунны и Древние тюрки .
В 1956 вернулся в Ленинград, устроился работать в «Эрмитаж». В 1960 вышла в свет книга Хунну , вызвавшая диаметрально противоположные рецензии – от разгромных до умеренно хвалебных. Докторскую диссертацию Древние тюрки
, написанную им еще в лагере, Гумилев защитил в 1961, а в 1963 стал
старшим научным сотрудником Института географии при Ленинградском
университете, где и проработал до конца жизни. С 1960 начал читать в
университете лекции по народоведению, которые пользовались среди
студентов огромной популярностью. «Политическая неблагонадежность»
перестала мешать его научной карьере, количество опубликованных работ
резко увеличилось. Однако его вторую докторскую диссертацию Этногенез и биосфера Земли
, защищенную в 1974, ВАК утвердил с длительной задержкой – уже не из-за
«неблагонадежности» автора, а из-за «неблагонадежности» его концепции.
Хотя многие взгляды ученого вызывали резкую критику его коллег, среди
советской интеллигенции они пользовались все большей популярностью.
Этому способствовала не только неординарность его идей, но и
удивительная литературная увлекательность их изложения. В 1980-е Гумилев
стал одним из самых читаемых советских ученых, его труды издавались
большими тиражами. Гумилев, наконец, получил возможность свободно
выступать с изложением своих взглядов. Постоянное напряжение, работа на
грани сил не могли долго продолжаться. В 1990 он перенес инсульт, но не
прекратил научной деятельности. 15 июня 1992 Лев Николаевич Гумилев
умер, его похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.
Историки ценят Гумилева прежде всего как тюрколога, внесшего большой
вклад в изучение истории кочевых народов Евразии. Он протестовал против
распространенного мифа о том, будто кочевые народы играли в истории
исключительно роль грабителей и разрушителей. Взаимоотношения Древней
Руси и степных народов (в том числе Золотой Орды ) он рассматривал как
сложный симбиоз, от которого каждый народ что-то выигрывал. Такой подход
противоречил патриотической традиции, согласно которой монголо-татары
якобы всегда являлись непримиримыми врагами русских земель. |