Второй прототип танка ИС-4 — объект 701-5 с пушкой Д-25Т
Первый прототип танка ИС-4 — объект 701-2 с пушкой С-34-II
Принятие на вооружение «объекта 701» состоялось только в 1946 году, после выявления существенных недостатков ИС-3 и прекращения его выпуска. Машина получила индекс ИС-4, и предполагалось, что уже с октября 1946 года ЧКЗ приступит к ее производству. Однако до конца года ни один ИС-4 так и не вышел из ворот завода: оказалось, что имеющаяся техническая документация нового тяжелого танка совершенно не годится для организации его производства. Чтобы исправить это положение, документацию пришлось практически переделать заново, внеся в конструкцию машины более 80 изменений. Как следствие, изготовление ИС-4 началось потихоньку только спустя почти полгода — в марте 1947 года. В апреле 1947 два первых построенных танка были отправлены на министерские испытания.
Удивительно, но испытания казалось бы уже не раз испытанной и доработанной машины опять выявили массу недостатков: двигатель не развивал полной мощности, ненадежно работали бортовые редукторы, приводы управления трансмиссией требовали частой и сложной регулировки, башенный вентилятор не обеспечивал очистки боевого отделения при интенсивной стрельбе, а при работающем двигателе из-за сильных шумов и помех радиостанция оказывалась бесполезной. Кроме того, обнаружилось, что вентиляторы моторно-трансмиссионного отделения издают такой сильный вой, что танк можно услышать за много километров и все усилия по его маскировке идут прахом. В результате комиссия посчитала, что ИС-4, как не обладающий достаточной надежностью в эксплуатации, государственные испытания не выдержал.
ИС-4 в экспозиции музея в Кубинке. Для того, чтобы обеспечить этому тяжелому танку удовлетворительное значение удельного давления на грунт, конструкторам пришлось использовать семикатковую ходовую часть - катки левого борта видны на снимке
Пришлось конструкторам засучив рукава снова приниматься за устранение недостатков. Две первых доработанных машины были готовы только в июне-июле 1947 года и прошли государственные испытания в районе Челябинска. По их результатам был составлен список замечаний, состоявший из 121 пункта. В результате пришлось снова провести серьезную модернизацию ИС-4, в ходе которой было заменено около 30% узлов и деталей машины, аннулировано почти 1000 узлов и деталей и введено еще больше улучшенных.
В июле-сентябре 1947 года была, наконец, изготовлена установочная партия из 25 доработанных танков ИС-4, и по результатам их испытаний окончательно отработаны чертежи для серийного производства, утвержденные 8 октября 1947 года. Из-за всех этих задержек в 1947 году ЧКЗ сумел изготовить всего 52 танка ИС-4, при плане в 200 машин. Несмотря на все доработки, танк требованиям армии до конца не соответствовал, военных в основном раздражала низкая надежность нового танка. Дело дошло до прекращения приемки. В январе 1948 года последовало разбирательство «на высшем уровне» — Министерством обороны и Министерством транспортного машиностроения, с привлечением в качестве арбитра Совета Министров СССР Результатом стало специальное заседание представителей МТрМ и ГБТУ ВС по вопросу модернизации ИС-4, прошедшее 3 февраля 1948 года. Решением этого заседания ЧКЗ обязали до 1 июня 1948 года разработать и ввести в конструкцию танка необходимые изменения, а к 1 января 1949 года провести модернизацию всех ранее выпущенных машин в соответствии с требованиями военных. Однако к июню завод не сумел выполнить всех требований военных, и с 10 августа 1948 года командующий бронетанковыми и механизированными войсками Вооруженных Сил СССР маршал бронетанковых войск С.И. Богданов распорядился вновь прекратить приемку тяжелых танков. На 1 января 1949 года из 155 изготовленных за 1948 год танков (при плане 200) на ЧКЗ еще находилось 69. В конце концов, несмотря на все усилия завода «продвинуть» свой танк, неудовлетворительное качество и высокая цена ИС-4 (994000 рублей, для сравнения: Т-54 стоил 326000 рублей) привели к окончательному снятию его с производства, что произошло 1 января 1949 года. Всего было выпущено 219 серийных танков ИС-4 и шесть прототипов. Хотя производство ИС-4 и было прекращено, но вопрос о модернизации уже выпущенных машин с учетом замечаний военных оставался открытым. Поэтому 18 февраля 1949 года вышло Постановление Совета Министров №701-270сс, согласно которому ЧКЗ к 15 июля 1949 года должен был подготовить для гарантийных испытаний 12 модернизированных танков ИС-4. В случае положительных результатов испытаний этих машин предполагалось провести модернизацию и всех остальных выпущенных танков. Согласно этому же Постановлению начинались работы по созданию нового тяжелого танка на замену ИС-4 (впоследствии им стал Т-10). В целом испытания модернизированных машин прошли успешно. Однако до уровня модернизированных машин выпуска 1949 года были доведены далеко не все ранее выпущенные ИС-4.
Службу танков ИС-4 в войсках нельзя назвать ни продолжительной, ни яркой. Первые танки были направлены служить поближе к заводу — в Челябинское танкотехническое училище и в 30-й учебный танковый полк, дислоцировавшийся под Челябинском. Остальные ИС-4 выпуска 1947 года и часть машин выпуска 1948 года были отправлены на базу резерва танков №22. Только небольшое количество ИС-4 дошло до тяжелых танкосамоходных полков 5-й Гвардейской механизированной армии Белорусского военного округа.
Левая носовая часть корпуса ИС-4б, видны крепления звукового сигнала, фары и пилы, ближе к корме на надгусеничных полках ящики ЗИП
Оригинальные технические решения, примененные в конструкции ИС-4 (прежде всего в его трансмиссии), обусловили ряд особенностей его эксплуатации. Потребовалась специальная подготовка как офицерского состава, так и механиков-водителей. На первых порах за рычаги управления танков ИС-4 приходилось сажать офицеров. Правда, с точки зрения физических нагрузок, управлять этим танком было легче, чем всеми остальными. Благодаря тому, что в приводах управления ИС-4 были применены облегчающие работу водителя сервомеханизмы, он управлялся легче, чем, например, ИС-3 и даже средние Т-44 и Т-54. Кроме того, эксплуатация ИС-4 осложнялась необходимостью частой замены двигателей, моторесурс которых существенно упал в результате форсирования. И хотя замена двигателя даже в полевых условиях могла быть произведена за несколько часов, сами двигатели и топливная аппаратура для них (насосы и форсунки повышенной производительности) были в дефиците.
Из-за большого веса и высокого удельного давления на грунт (0,92 кг/см2) проходимость ИС-4 была невысокой, а тактическая подвижность просто катастрофической. Большинство тогдашних мостов не выдерживало 60-ти тонную махину, что необходимо было учитывать при определении маршрута движения. Через каждую речушку или ручеек приходилось наводить переправу — тогда оборудования для преодоления танками водных преград по дну еще не было. К тому же габариты танка ИС-4 выходили за нормы, установленные для грузов, перевозимых по железным дорогам, что вызывало немалые трудности как при установке танка на железнодорожную платформу (погрешность в установке танка на платформу должна была быть не больше 1 см !), так и при движении состава по двухколейным линиям. Со временем возникли сомнения и относительно защитных свойств, казалось бы, самого надежного элемента ИС-4 — его бронирования. Это было вызвано тем, что во время учебы с боевыми стрельбами один из ИС-4 выстрелил с близкого расстояния по идущей впереди машине, приняв ее за мишень. Снаряд попал танку в борт и, проложив в броне борозду, сорвал ленивец и порвал гусеницу. Хотя броня и не была пробита, экипаж серьезно пострадал — механик был сильно контужен, а остальные члены экипажа получили тяжелые ранения оторвавшимися от брони бонками, кронштейнами и другими приваренными к ней деталями.
Характерная форма передней части башни и броневая маска орудия
Основное вооружение танка — 122-мм пушка Д-25Т. Пушка была спарена с 12,7- мм пулеметом ДШК. На башне танка устанавливался на зенитной турели второй пулемет ДШК, снабженный коллиматорным прицелом К8-Т. Для наведения пушки и спаренного пулемета применялся механизм поворота башни, секторный подъемный механизм и система командирского управления с электроприводом. Стрельба из пушки велась прямой наводкой с помощью телескопического шарнирного прицела ТШ-45, а с закрытых позиций — с помощью бокового уровня и угломерного круга на погоне башни.
Tурель зенитного пулемета ДШК танка ИС-4
Боекомплект состоял из 30 выстрелов раздельного заряжания. Особенностью боеукладки ИС-4 было размещение снарядов в специальных металлических кассетах. Каждая кассета состояла из цилиндра, амортизационной пружины и пружинного запора. В кассетах для бронебойных снарядов был вставлен дополнительный стакан (между амортизационной пружиной и головкой снаряда), а в кассетах для осколочно-фугасных — колпак-предохранитель для головного взрывателя. Для бронебойно-трассирующих снарядов имелось 12 кассет, для осколочно-фугасных гранат — 18. Держатели замков бронебойных снарядов окрашивались в красный цвет, осколочно-фугасных гранат — в желтый. Боезапас патронов для пулеметов состоял из двух укладок по 500 штук в каждой. В одной укладке патроны снаряжались в ленты по 50 штук и укладывались в магазины-коробки, две из которых находились на пулеметах. Во второй укладке патроны в пачках заводской упаковки хранились в четырех брезентовых сумках.
На танке был установлен 12-цилиндровый четырехтактный У-образный дизель В-12 жидкостного охлаждения с рабочим объемом 38 800 см3 и максимальной мощностью 750 л.с. при 2100 об/мин. Он отличался от своих предшественников семейства В-2 главным образом наличием приводного центробежного не выключающегося нагнетателя. В состав топливной системы входило три основных топливных бака общей емкостью 410 л. Четыре дополнительных топливных бака по 90 л каждый устанавливались снаружи танка на корме. Два осевых горизонтальных вентилятора обеспечивали охлаждение радиаторов. Запуск двигателя в холодное время года облегчался за счет подогрева всасываемого воздуха. Поступающий в двигатель воздух очищался двухступенчатыми воздухоочистителями — типа «Мультициклон». Силовая передача — планетарная, обеспечивавшая шесть передач вперед, три назад и два нейтральных положения. Она состояла из трехскоростного редуктора, представлявшего собой двухрядный планетарный механизм с тремя фрикционными элементами и выполнявшего роль коробки передач, конического реверса и механизма поворота типа ЗК с мультипликаторами. Механизм поворота типа ЗК был разработан в 1935-1936 годах профессорами М.К.Кристи и ГИ.Зайчиком и изготовлен в металле для легкого плавающего танка Т-38, однако из-за сложной для того времени конструкции применения не получил. Основными его преимуществами являлись: автоматическое увеличение крутящего момента на ведущих колесах при повороте по сравнению с прямолинейным движением; устойчивое прямолинейное движение; создание тормозной силы без участия тормозов.
Привод управления механизмом передач и поворотов был механический, селекторный, с гидравлическим усилителем, работавшим во время включения передач переднего хода. Ведущие колеса имели съемные венцы с 14 зубьями. Направляющие колеса с винтовыми натяжными механизмами располагались впереди. На каждом борту имелось по 7 опорных и по 3 поддерживающих катка. Подвеска — индивидуальная, торсионная. Гусеница — мелкозвенчатая, цевочного зацепления, с открытым шарниром. Число траков в каждой гусенице — 86. Шаг трака — 160 мм, ширина — 720 мм. Электросистема — однопроводная, с напряжением 24 В. Она включала четыре аккумуляторные батареи, соединенные параллельно-последовательно, общей емкостью 256 А-ч, генератор Г-73 мощностью 1500 Вт, электрический стартер СТ-700 мощностью 15 л.с.
На машине впервые устанавливалась автоматическая система противопожарного оборудования с термоэлектрозамыкателями в моторном и трансмиссионном отделениях. Связь обеспечивалась радиостанцией 10-РК-26, а внутри машины использовалось переговорное устройство ТПУ-4бис. Начиная с 1948 года танки комплектовались переговорным устройством ТПУ-47. Статья была опубликована в июньском номере журнала "Наука и техника" за 2010 год
Источник: https://naukatehnika.com/is-4-serijnoe-proizvodstvo.html
|