ЛЕРМОНТОВ
Михаил Юрьевич
Родился [3 (15) октября 1814 в Москве, умер - 15 (27) июля 1841, похоронен у подножья горы
Машук, близ Пятигорска;
похоронен в селе Тарханы Пензенской области],
русский поэт. Брак родителей Лермонтова - богатой наследницы М. М. Арсеньевой
(1795-1817) и армейского капитана Ю. П. Лермонтова (1773-1831) -
был неудачным. Ранняя смерть матери и ссора отца с бабушкой - Е.
А. Арсеньевой - тяжело сказались на формировании личности поэта.
Лермонтов воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии;
получил превосходное домашнее образование (иностранные языки, рисование,
музыка). Романтический культ отца и соответствующая трактовка семейного
конфликта отразились позднее в драмах"Menschen und Leidenschaften"
("Люди и страсти", 1830),"Странный человек"
(1831). Значимы для формирования Лермонтова и предания о легендарном
основоположнике его рода - шотландском поэте Томасе Лермонте.
К сильным впечатлениям детства относятся поездки на Кавказ (1820,
1825). С 1827 Лермонтов живет в Москве. Он обучается в Московском
университетском благородном пансионе (сентябрь 1828 - март 1830),
позднее в Московском университете (сентябрь 1830 - июнь 1832) на
нравственно-политическом, затем словесном отделении. Ранние поэтические
опыты Лермонтова свидетельствуют об азартном и бессистемном чтении
предромантической и романтической словесности: наряду с Дж. Г. Байроном
и А. С. Пушкиным для него важны Ф. Шиллер, В. Гюго, К. Н. Батюшков,
философская лирика любомудров; в стихах масса заимствованных строк
(фрагментов) из сочинений самых разных авторов - от М. В. Ломоносова
до современных ему поэтов.
Не
мысля себя профессиональным литератором и не стремясь печататься,
Лермонтов ведет потаенный лирический дневник, где чужие, иногда
контрастные формулы служат выражением сокровенной правды о великой
и непонятой душе. Пережитые в 1830-32 увлечения Е. А. Сушковой,
Н. Ф. Ивановой, В. А. Лопухиной становятся материалом для соответствующих
лирико-исповедальных циклов, где за конкретными обстоятельствами
скрывается вечный, трагический конфликт. Одновременно идет работа
над романтическими поэмами - от откровенно подражательных "Черкесов"
(1828) до вполне профессиональных"Измаил-бея" и "Литвинки"
(обе 1832), свидетельствующих об усвоении Лермонтовым жанрового
(байроновско-пушкинского) канона (исключительность главного героя,"вершинность"
композиции,"недосказанность" сюжета, экзотический или
исторический колорит).
К
началу 1830-х гг. обретены"магистральные" герои поэтической
системы Лермонтова, соотнесенные с двумя разными жизненными и творческими
стратегиями, с двумя трактовками собственной личности: падший дух,
сознательно проклявший мир и избравший зло (первая редакция поэмы
"Демон", 1829), и безвинный, чистый душой страдалец, мечтающий
о свободе и естественной гармонии (поэма"Исповедь", 1831,
явившаяся прообразом поэмы"Мцыри"). Контрастность этих
трактовок не исключает внутреннего родства, обеспечивающего напряженную
антитетичность характеров всех главных лермонтовских героев и сложность
авторской оценки. Смутное время Оставив по не совсем ясным причинам
университет, Лермонтов в 1832 переезжает в Петербург и поступает
в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен
корнетом Лейб-гвардии гусарского полка в 1834. Место высокой поэзии
занимает непечатное стихотворство ("Юнкерские поэмы"),
место трагического избранника - циничный бретер, сниженный двойник
"демона".
В
то же время идет работа над романом"Вадим" (не закончен),
где ультраромантические мотивы и стилистические ходы (родство"ангела"
и"демона","поэзия безобразности", языковая экспрессия)
сопутствуют тщательной обрисовке исторического фона (восстание Пугачева)."Демоническая"
линия продолжается в неоконченном романе из современной жизни"Княгиня
Лиговская" (1836) и драме"Маскарад". Последней Лермонтов
придавал особое значение: он трижды подает ее в цензуру и дважды
переделывает. Поэт поколения К началу 1837 у Лермонтова нет литературного
статуса: многочисленные стихотворения (среди них признанные в будущем
шедеврами "Ангел", 1831;"Парус", 1831;"Русалка",
1832;"Умирающий гладиатор", 1836; поэма"Боярин Орша",
1835-36) в печать не отданы, романы не закончены,"Маскарад"
не пропущен цензурой, опубликованная (по неподтвержденным сведениям
без ведома автора) поэма"Хаджи Абрек" (1834) резонанса
не вызвала, связей в литературном мире нет (значима"невстреча"
с Пушкиным). Слава к Лермонтову приходит в одночасье - со стихотворением
"Смерть поэта" (1937), откликом на последнюю дуэль Пушкина.
Текст широко распространяется в списках, получает высокую оценку
как в пушкинском кругу, так и у публики, расслышавшей в этих стихах
собственную боль и возмущение. Заключительные строки стихотворения
с резкими выпадами против высшей аристократии вызвали гнев Николая
I.
18
февраля Лермонтов был арестован и вскоре переведен прапорщиком в
Нижегородский драгунский полк на Кавказ. Ссылка продлилась до октября
1837: Лермонтов изъездил Кавказ, побывал в Тифлисе, лечился на водах
(здесь произошло знакомство со ссыльными декабристами, в том числе
поэтом А. И. Одоевским, а также с В. Г. Белинским); изучал восточный
фольклор (запись сказки"Ашик-Кериб"). Публикация в 1837
стихотворения"Бородино" упрочила славу поэта. С апреля
1838 по апрель 1840 Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку,
уверенно завоевывая"большой свет" и мир литературы. Устанавливаются
связи с пушкинским кругом - семейством Карамзиных, П. А. Вяземским,
В. А. Жуковским (благодаря посредничеству последнего в"Современнике"
в 1838 печатается поэма"Тамбовская казначейша") и А. А.
Краевским (публикация"Песни про царя Ивана Васильевича..."
в редактируемых Краевским"Литературных прибавлениях к"Русскому
инвалиду", 1838; систематическое сотрудничество с возглавленным
Краевским в 1839 журналом"Отечественные записки").
Лермонтов
входит в фрондерско-аристократический "кружок шестнадцати".
В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества
- безвольного, рефлексирующего, не способного на деяние, страсть,
творчество. Не отделяя себя от больного поколения ("Дума",
1838), высказывая сомнения в возможности существования поэзии здесь
и сейчас ("Поэт", 1838;"Не верь себе", 1839;"Журналист,
читатель и писатель", 1840), скептически оценивая жизнь как
таковую ("И скучно, и грустно...", 1840), Лермонтов ищет
гармонию в эпическом прошлом ("Бородино","Песня про
царя Ивана Васильевича...", где демонический герой-опричник
терпит поражение от хранителя нравственных устоев), в народной культуре
("Казачья колыбельная песня", 1838), в чувствах ребенка
("Как часто пестрою толпою окружен...", 1840) или человека,
сохранившего детское мировосприятие ("Памяти А. И. О<доевского>",
1839;<М. А. Щербатовой>, 1840). Богоборчество ("Благодарность",
1840), мотивы невозможности любви и губительной красоты ("Три
пальмы", 1839;"Утес", "Тамара","Листок","Морская
царевна", все 1841) соседствуют с поиском душевной умиротворенности,
связываемой то с деидеологизированной национальной традицией ("Родина",
"Спор", оба 1841), то с мистическим выходом за пределы
земной обреченности ("Выхожу один я на дорогу...", 1841).
То
же напряженное колебание между полюсами мироотрицания и любви к
бытию, между земным и небесным, проклятьем и благословением присуще
вершинным поэмам Лермонтова - последней редакции"Демона"
и"Мцыри" (обе 1839). В 1838-40 написан роман"Герой
нашего времени": первоначально составившие его разножанровые
новеллы печатались в"Отечественных записках" и, возможно,
не предполагали циклизации. В романе пристально исследуется феномен
современного человека; тщательно анализируются антиномии, присущие
и поэтическому миру Лермонтова. Появление отдельного издания романа
(апрель 1840) и единственного прижизненного сборника"Стихотворения
М. Лермонтова" (октябрь 1840; включены"Мцыри","Песня
про царя Ивана Васильевича...", 26 стихотворений) стали ключевыми
литературными событиями эпохи, вызвали критическую полемику, особое
место в которой принадлежит статьям Белинского.
Неожиданный финал
Дуэль Лермонтова с сыном французского посла Э. де Барантом (февраль
1840) привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Через
Москву (встречи со славянофилами и Н. В. Гоголем на его именинном
обеде) поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях
(сражение на речке Валерик, описанное в стихотворении"Я к вам
пишу случайно, - право..."), за что представляется к наградам
(вычеркнут из списков императором Николаем I). В январе 1841 отбывает
в Петербург, где, просрочив двухмесячный отпуск, находится до 14
апреля, вращаясь в литературных и светских кругах. Лермонтов обдумывает
планы отставки и дальнейшей литературной деятельности (известен
замысел исторического романа; есть сведения о намерении приняться
за издание журнала); в Петербурге и после отъезда из него одно за
другим пишутся гениальные стихотворения (в. т. ч. указанные выше).
Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для
лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской
школе Н. С. Мартыновым приводит к"вечно печальной дуэли"
(В. В. Розанов)и гибели поэта. |