Приказ о наименовании уже подписан главнокомандующим ВМФ России адмиралом Владимиром Королёвым.
Корабли проекта 22800 по своим мореходным качествам, техническим параметрам, боевым возможностям считаются сегодня одними из лучших в подобном классе
МРК проекта 22800 имеют водоизмещение 800 т (почти в 2 раза больше, чем у легендарного брига) и достигают в длину 67 м. и представляют угрозу не только для своей «весовой категории» класса, но и для более серьезного противника - фрегатов, эсминцев и даже крейсеров. Удачный пуск ракеты «Калибр-НК»способен вывести из строя любой надводный тяжеловес.
Как показала Русско-турецкая война 1828-1829 годов, преимущество в водоизмещении и количестве пушек далеко не всегда гарантирует победу в морском сражении Это произошло 14 мая 1829 года. Небольшой отряд кораблей российского флота в составе фрегата "Штандарт", бригов "Орфей" и "Меркурий", неся дозорную службу, находился в районе Босфора. Утром русские корабли неожиданно встретились с шедшей на встречу турецкой эскадрой, в составе которой было 18 судов, в том числе шесть линейных кораблей и два фрегата. Увидев явное превосходство сил противника, русский отряд решил не принимать боя. Подняв все паруса, "Штандарт" и "Орфей" быстро ушли от погони турецких судов. Однако в тот день на море низовой ветер был слаб, и поэтому «Меркурию», обладавшему худшими ходовыми качествами, не удалось уйти от погони, он стал отставать и вскоре был настигнут линейными быстроходными кораблями турецкой эскадры - 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем».
Видя неизбежность неравного боя, командир брига капитан-лейтинант А.И. Казарский собрал офицеров. Выступивший первый по званию поручик корпуса флотских штурманов И. Прокофьев высказал общее мнение- принять решительный бой, а в случае захвата корабля противником - взорвать его. Это решение было объявлено всему экипажу. Матросы и офицеры стали готовиться к бою. На шпиль у входа в крюйт-камеру был положен заряженный пистолет, чтобы при необходимости из него осуществить взрыв боезапаса.
Бриг "Меркурий" был заложен 28 января (9 февраля) 1819 года в Севастополе, спущен на воду 7(19) мая 1820 года
Тем временем неприятельские линейные корабли уже приблизились на расстояние орудийного выстрела и открыли огонь из носовых пушек. Имея десятикратное превосходства в артиллерии, враг предвкушал легкую добычу. Ведь на крошечном русском суденышке было всего лишь восемнадцать орудий! "Селимие", пытаясь дать бортовой залп по рангоуту брига, стал выходить с правого борта, но умелым маневром Казарский оставил противника на кормовых курсовых углах. Несколько позднее другой турецкий корабль все же сумел занять огневую позицию с левого борта, и "Меркурий" попал под перекстный огонь. Пользуясь парусами и веслами, экипаж "Меркурия" мастерски уклонялся от залпов неприятельских кораблей, подставляя им корму. При этом русские моряки сами вели меткий ответный огонь из всех орудий и ружей.
Около четырех часов велся этот беспримерный в истории неравный бой. Получив тяжелые повреждения, лег в дрейф "Селимие". Но "Реал-бей" все еще продолжал жестокий обстрел русского брига. Но, получив попадание в переднюю мачту, стал отставать. А "Меркурий", несмотря на то, что им было получено двадцать два попадания в корпус и около трехсот - в паруса, такелаж и рангаут, на следующий день с победой присоединился к Черноморской эскадре. Из героического экипажа брига четыре человека были убиты и восемь,в том числе и его капитан, получили ранения. Урон, понесенный врагами, был значителен, а позор поражения двух сильнейших линейных кораблей турецкого флота от маленького русского брига - неизмерим.
Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в неё верить. Английский историк военного флота Ф. Джейн, например, говорил: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как «Меркурий», вывело из строя два линейных корабля».
Победа при неравных условиях: мастерское маневрирование, меткая стрельба и умелое использование "мертвых" зон у высоких турецких кораблей «Меркурий», имея противника по оба борта, использовал все имеющиеся орудия, а каждый из турецких кораблей мог стрелять только одним бортом. На вооружении у брига были карронады (гладкоствольные артиллерийские орудия) которые были эффективны в ближнем бою и простоты в перезарядке. В течение всего боя турецкие корабли не могли занять траверзного положения (перпендикулярное к курсу судна) относительно «Меркурия» , благодаря грамотному маневрированию брига и по причине малой дистанции — во избежание попадания ядер одного турецкого корабля в другой. Находясь близко, но немного позади «Меркурия», турецкие корабли могли прицельно стрелять только из восьми-десяти носовых пушек, поскольку в бортовых амбразурах пушки могли поворачиваться не более, чем на 15 градусов.
Автор: Роман Барский
Источник: https://naukatehnika.com |