В Сухопутных войсках произошло событие, значение которого сложно переоценить. Вступил в действие новый комплект боевых уставов (БУ).
Традиционно в него входят три книги. Часть первая охватывает действия полка, дивизии, бригады. Этот документ является секретным. Вторая часть посвящена роте-батальону. Третья – взводу, отделению, танку.
Формально БУ пока считаются временными. Но это не должно смущать. К примеру, до формирования Росгвардии боевые уставы внутренних войск МВД РФ также были временными.
Новые БУ Сухопутных войск утверждены еще в сентябре прошлого года. Но в войска они начали поступать только в нынешнем. Примечательно, что распространялись документы преимущественно в электронном виде, через «военный интернет» – закрытый сегмент передачи данных.
В войсках новые БУ уже успели назвать революционными. Один из офицеров-собеседников «Военно-промышленного курьера» даже пошутил, будто бы сказав по прочтении БУ: «Это устав не моих Вооруженных Сил». Признание подчеркивает, насколько серьезно документ изменил тактику действий общевойсковых частей и подразделений. Традиционно самый маленький по объему информации – боевой устав, регламентирующий действия отделения, взвода, танка. Но в новой редакции третья часть сравнялась по объему со второй.
Уставной ликбез
С начала 2000-х в Сухопутных войсках успело смениться три комплекта БУ. Эти документы стали хорошим маркером проходивших в Вооруженных Силах реформ.
До 2005 года российские общевойсковые подразделения, части и соединения воевали по боевым документам, утвержденным еще в Советском Союзе. Но они не учитывали опыт, полученный российскими мотострелками и танкистами в локальных конфликтах на территории бывшего СССР и в двух чеченских кампаниях.
“Не учитывались действия бойцов парами, тройками или четверками, хотя эти тактические приемы уже были освоены в Афганистане”
Главным тактическим приемом мотострелковых взводов и отделений в БУ-1989 была боевая линия. Действия бойцов парами, тройками или четверками не прописывались. Хотя на момент написания БУ эти тактические приемы уже были освоены в ходе войны в Афганистане.
Попыткой решить проблему стали БУ 2005 года. Формально весь комплект боевых документов вводился одним приказом, но в войска уставы поступали неравномерно. Первые комплекты еще до их утверждения получила 42-я гвардейская мотострелковая дивизия в Чечне. В остальные части и соединения уставы пришли только в 2006-м. Причем сначала это была только вторая часть.
Спустя полгода стала поступать первая. А «Взвод, отделение, танк» массово пошли в войска только в 2007–2008 годах. Хотя к этому моменту уже началась разработка новых боевых документов.
Тактические приемы в БУ-2005 поменялись несильно. Добавились главы об участии подразделений, частей и соединений в локальных конфликтах. Но по большому счету дополнения носили декларативный характер. Там в общих чертах описывались задачи взводов, рот, батальонов, полков и дивизий в ходе вооруженных конфликтов. Основными тактическими действиями были поисково-разведывательные, а также несение службы на блокпостах (контрольно-пропускных пунктах).
Работа над следующим комплектом БУ заняла почти шесть лет. Причем уже в процессе подписания эти документы несколько раз существенно менялись. Работа началась одновременно с новым обликом, реформой Анатолия Сердюкова. И все тактические приемы разрабатывались под вновь сформированные мотострелковые и танковые бригады.
Особенно тяжело далась часть «Бригада, дивизия, полк». Ведь в ходе реформы вторая и третий сокращались, уступая свои места бригадам. Первые временные уставы для частей и соединений нового облика были готовы в 2011-м. Но в войска поступили только для ознакомления. Фактически сухопутчики продолжали «воевать» по документам образца 2005 года.
В 2012-м Анатолия Сердюкова на посту министра обороны сменил Сергей Шойгу. Реформа нового облика была свернута. В Вооруженных Силах начались другие преобразования. Поэтому комплект БУ пришлось в очередной раз переделывать. На место бригад возвращались полки и дивизии.
Окончательно пакет БУ был утвержден в 2014 году. В этих документах впервые появились отдельные статьи, посвященные действиям снайперских пар.
Долгое время вопрос оставался проблемным для Сухопутных войск. Раньше снайперы входили в состав мотострелковых взводов и отделений и подчинялись непосредственно командиру подразделения. Позже снайперов вывели в отдельные стрелковые роты, подчинив непосредственно командиру бригады. На время боевых действий взводы снайперов придаются мотострелковым батальонам.
Сирийская корректировка
Почему спустя три года боевые уставы опять пришлось менять? Ответ очевиден. Новые документы создавались с учетом опыта операции в Сирии. Это становится понятно даже после поверхностного ознакомления с боевыми документами. По очевидной причине мы рассматриваем третью и вторую часть БУ СВ, не имеющие грифа секретности.
Тенденция на расширение тактики действий отделений и взводов наметилась еще в уставах 2005 и 2014 годов. Но в БУ-2017 новые тактические приемы нашли логическое завершение. В новой редакции отделение разбивается на маневренную и огневую группы. Первая уничтожает противника в ближнем бою, используя решительные действия и маневр. Вторая поддерживает ее огнем. В состав маневренной группы входят три стрелка (один – старший). А пулеметчик, номер расчета, гранатометчик и его помощник образуют огневую группу.
Впервые формирование групп на базе отделений было сформулировано в пособии «Система вооруженной борьбы в тактическом звене». Методичку выпустили еще в конце 2000-х. В ходе учений и практических занятий действия групп доказали свою целесообразность. Но только сейчас эти нормы зафиксированы в боевых уставах. Несколько статей описывают порядок действий групп в ходе штурма и зачистки укреплений. Примечательно, что в БУ-2017 сохранилась норма, что в случае тактической необходимости отделение может действовать в стрелковой линии.
Серьезные изменения претерпел и боевой порядок мотострелкового взвода. В частности, в его составе теперь также формируется несколько групп: управления, огневой поддержки и боевых машин. Первая включает командира отделения, его боевую машину и связистов. Вторая – приданные взводу огневые средства – противотанковые ракетные комплексы и автоматические гранатометы. В целом БУ-2017 особое внимание уделяют именно действиям мсв с приданными огневыми средствами.
Группа боевых машин – весьма интересная новинка. В случае необходимости командир взвода забирает их из отделений, формируя своеобразный резерв. Он может оказать поддержку наступающим подразделениям огнем и маневром. А в обороне поможет не допустить ее прорыва.
Роты и батальоны согласно новым боевым уставам формируют так называемые огневые засады. Их задача – выбить максимальное количество боевой техники и личного состава. Достигается это кинжальным огнем и минно-взрывными заграждениями.
В засаду может выделяться мотострелковое отделение или взвод. Их усиливают огнеметчиками, саперными подразделениями, а также комплектами по установке дистанционного минного поля. В состав огневой засады помимо взвода (отделения) входят несколько групп: отвлечения (первая открывает огонь и отвлекает противника), прикрытия (обеспечивает защиту основных сил при выходе из боя и отходе) и отсечения (воспрещает подход помощи к месту засады).
“Один из офицеров даже пошутил: «Это устав не моих Вооруженных Сил»”
Большое внимание новые уставы уделяют боевым действиям в городских условиях. И если прежде эти главы писались на основании уроков Великой Отечественной, то в БУ-2017 отчетливо просматриваются бои в городах Сирии.
В частности, ближневосточный опыт отчетливо виден в статьях, посвященных созданию опорных пунктов. Речь идет о ярусном расположении отделений (одно на этаж). Каждый ярус отвечает за поражение целей на определенном расстоянии от опорного пункта. Чем выше, тем дальше зона обстрела.
При создании «опорника» рекомендуется закладывать ненужные окна. С помощью кирпичей можно создавать бойницы и защиту. На крыше рекомендуется разместить миномет. А особое внимание нужно уделять коммуникациям и подземным проходам.
Примечательно, что опорный пункт может быть и вне здания. В этом случае необходимо создать баррикады. Сам опорный пункт должен перекрывать улицы и дороги, выезды с площадей парков и скверов.
Во время наступления в городе мотострелковые взводы разбиваются на маневренные и огневые группы. Каждой группе назначается своя сторона улицы. Сзади действуют танки и боевые машины. Они обеспечивают огневую поддержку. Впервые в боевых уставах появились статьи о том, как надо действовать при штурме помещений.
В БУ-2017 серьезно пересмотрено участие частей и подразделений во внутренних вооруженных конфликтах. Формально «общевойсковики» решают все те же задачи. Осуществляют блокирование районов, ведут разведывательно-поисковые действия, несут службу на блокпостах. Но тактика изменена полностью. В частности, разведывательно-поисковые действия ведутся по сложному алгоритму. Формируется несколько линий, выделяются пешие дозоры, группы досмотра и прикрытия.
Усложнилась и система несения службы на контрольно-пропускных пунктах. Фактически КПП превратились в мини-крепости. Их задача – не допустить свободного перемещения боевиков, заблокировать местность и обеспечить охрану важных объектов.
Свободные снайперы
Мотострелковый взвод усиливается снайперской парой, а рота – снайперской группой. Формально пара (группа) подчиняется командиру взвода (роты). Но общевойсковые командиры снайперами не руководят. Они указывают район, ориентируют по порядку действий подразделения, отмечают места и объекты, на которые следует обратить особое внимание. Командир также сообщает бойцам пары (группы) пароль и отзыв.
Далее снайперы действуют самостоятельно. Создают базу, где отдыхают и готовятся к боевой работе. Сами формируют основные и запасные огневые позиции.
Задача снайперов – уничтожать важные цели: командиров, расчеты ПТРК, пулеметчиков, гранатометчиков и, обратим внимание, беспилотники. Примечательно, что в качестве важной составляющей работы снайперов разработчики уставов отметили психологическое воздействие на противника, который знает: в районе действуют высокоточные стрелки.
Достаточно интересно описана работа снайперских пар (групп). Как известно, деления на первые и вторые номера у нас сегодня нет. Поэтому во время боевой работы один из снайперов назначается корректировщиком. При этом он работает с одним-двумя, а иногда и тремя снайперами. Через некоторое время корректировщик меняется.
Заверено кровью
Главная оценка новых БУ – это отзывы о них военнослужащих. Ведь не зря говорят, что каждая строчка в уставе написана кровью. Все опрошенные «Военно-промышленным курьером» офицеры отметили, что новый устав – очень важный и грамотный документ. Впервые в БУ отражается самый современный боевой опыт, а также актуальные тенденции развития военного искусства.
Заголовок газетной версии – «На баррикады повзводно».
Автор: Павел Иванов
Источник:https://vpk-news.ru/ |