В 1860 году на вооружение русской армии была принята 4-фунтовая пушка системы Маиевского Н.В.
Штучно нарезные орудия делались еще в XVII веке, в том числе казнозарядные. Например, парадная 46-мм нарезная пищаль с винтовым (поршневым) затвором, изготовленная в московской Оружейной палате в 1661—1673 годах. Однако трудоёмкость изготовления препятствовала массовому внедрению таких орудий в войска.
В 1858 году в России завершилось проектирование новой лёгкой четырехфунтовой (86,8 мм) пушки, бронзовый ствол которой имел шесть нарезов. Специально для этого орудия профессор Маиевский создал 4,6-килограммовую чугунную гранату, корпус которой имел выступы, входившие при заряжании в нарезы ствола. Это хитроумное устройство задавало вылетающему снаряду вращение. Такие снаряды устойчиво держались на траектории за счет того, что во время полёта они вращались вокруг своей продольной оси. В головную часть снаряда ввинчивалась медная ударная трубка, которая мгновенно воспламеняла разрывной заряд при попадании снаряда в цель.
После успешных полигонных и войсковых испытаний и некоторых доработок новое оружие было принято 10 августа 1860 года на вооружение армии. Эта пушка стала образцом переходного оружия, сочетавшего некоторые качества своих предшественников и артсистем близкого будущего. По дальнобойности она вдвое превосходила гладкоствольные пушки того же калибра и назначения, масса продолговатого снаряда была в 2,5 раза больше, чем у ядра, а разрывной заряд в три раза превосходил содержимое сферических, четырехфунтовых гранат.
Правда, скорострельность этого орудия оставляла желать лучшего, что объяснялось устаревшим способом заряжания — с дула. Кроме того, часть пороховых газов при выстреле прорывалась в зазоры между снарядом и стенками канала ствола, что ухудшало баллистические качества оружия. Но Маиевский не собирался останавливаться на достигнутом, и вскоре в соавторстве с Акселем Вильгельмовичем Гадолиным создал казнозарядные нарезные бронзовые полевые орудия с клиновым затвором 9-фунтового (107 мм) и 4-фунтового калибров. Чугунные снаряды этих орудий получили свинцовую оболочку.
К этим пушкам приняли железные лафеты Фишера, а Петрушевский разработал для них новый трубчатый прицел. В 1867 году эти орудия приняли на вооружение, а в 1877 их сменила новая система нарезной артиллерии, калибры которой обозначались уже фунтами веса шарообразного ядра, помещающегося в ствол, а диаметром канала ствола. |