История России, прошлое настоящее и будущее, новости, статьи и публикации,
 фотографии и   фильмы,воспоминания и рассказы.


                                                       ФОТО СЛУЖИВЫХ...

ФОТО СОЛДАТ ОФИЦЕРОВ
         АТОМНОЕ ОРУЖИЕ  ВОЙНЫ РОССИИ  НОВОСТИ  ТАНКИ,БРОНЕТЕХНИКА   АРТИЛЛЕРИЯ  ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ   ЛИЧНОСТИ РОССИИ  ВЕРОЯТНЫЙ ПРОТИВНИК РОССИИ   
  Служба по контракту     ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ  ФЛОТ РОССИИ   АВИАЦИЯ   СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ   ИНЖЕНЕРНАЯ ТЕХНИКА   ВОЕННЫЕ АВТОМОБИЛИ  КОСМОНАВТИКА
  МОЯ СЛУЖБА   ИНЖЕНЕРНЫЕ ВОЙСКА   ФОТО СЛУЖИВЫХ  ПРОШЛОЕ РОССИИ  ЛЕНТА НОВОСТЕЙ СМИ

Если Вы пишете статьи, заметки, очерки, исследования по истории России и всё, что с ней связано, можете добавлять на наш сайт.А также добавляйте фотографии военнослужащих, любые фото и рисунки на тему армейской жизни и службы. Зарегистрироваться...
Приветствую Вас Гость | | Вход

Меню сайта

Категории раздела
Авиация [106]
Артиллерия, бог войны [49]
Атомное оружие [34]
Вероятный противник России [112]
Войны России [191]
Войска РЭБ [4]
Военные автомобили [24]
Военная служба [15]
Войска ПВО [14]
Войска РХБЗ [5]
Войска специального назначения [4]
Древние славяне [18]
Деньги России [13]
Жандармерия, полиция [6]
Женщины в армии [19]
Инженерные войска [29]
Органы внутренних дел [3]
Ордена, медали, награды [15]
Обмундирование,снаряжение [55]
Паровозы, тепловозы, электровозы [14]
Прошлое России [32]
Ракетное вооружение, ракетостроение [12]
Символы России [2]
Стрелковое оружие, гранатомёты [112]
Танки, бронетехника [129]
Казаки, казачество [17]
Кавалерия [7]
Космонавтика [35]
Личности России [130]
моя служба [33]
Новости [737]
Улыбнись! [2]
Флот России [67]
Холодное оружие [4]

новости

реклама

реклама

реклама

Главная » » Русские войска в Берлине

Русские войска в Берлине

ВЗЯТИЕ БЕРЛИНА 28 СЕНТЯБРЯ 1760 ГОДА. А.Е. КОЦЕБУ. ЭРМИТАЖ

 

Если сегодня образованного человека спросить о причинах Семилетней войны, скорее всего, он затруднится с ответом. Но, что самое забавное, образованный человек второй половины XVIII века, когда происходила эта война, точно также не нашелся бы, что сказать. Тяжело объяснить нормальному человеку, что Пруссия и Австрия громили друг друга из-за эфемерных прав на Силезию, и, что особенно важно, – нам было какое-то дело до их свары.

В 1756 году паровой котел европейской политики в очередной раз пошел вразнос. Как уже было сказано, причина конфликта давала возможность России запастись если не попкорном, то семечками, и, сидя на завалинке, наблюдать за ходом событий. Однако в который раз за свою историю Россия сочла невозможным для себя не воспользоваться столь удачным шансом. 

ВЕСЕЛАЯ ЦАРИЦА БЫЛА ЕЛИСАВЕТ…

В середине XVIII века Российской империей правила знаменитая дочь Петра Великого, государыня Елизавета. Императрица обожала балы, маскарады, охоты, богомолья; считалась красивейшей из европейских принцесс и после смерти оставила гардероб более чем в 15 тыс. платьев. Понятно, что заниматься скучными вопросами политики ей было недосуг. Для этого у нее имелся вице-канцлер Бестужев-Рюмин – тот самый, архив которого из Москвы в Санкт-Петербург геройски везли знаменитые гардемарины. Этот дипломат и царедворец считал, что Россия должна принимать активное участие в европейской политике, за английские деньги сражаясь с Пруссией на стороне Австрии.

Деньги Елизавете Петровне нужны были всегда – праздничные фейерверки сжигали их куда быстрей, чем казна успевала наполняться. О существовании собственной армии государыня знала по большей части потому, что на маскараде время от времени наряжалась в мундиры гвардейских полков. Так что – отчего ж не повоевать?!

В это самое время король Пруссии Фридрих, похоже, в Европе достал буквально всех – за что, вероятно, и получил прозвище Великий. Против него, кроме Австрии, поднялись Франция, Англия, Швеция, Саксония… Не хватало лишь России. И она согласилась принять участие в этом всеевропейском сабантуе.

Правда, к тому моменту, когда российская армия начала выдвигаться в сторону Восточной Пруссии, Фридрих уже наголову разгромил Саксонию и, сменив командиров, включил саксонские полки в состав своего войска. Но русскому командованию было не до того. Оно наскоро вновь училось командовать войсками. 

ОТСЕЛЬ ГРОЗИТЬ  МЫ БУДЕМ …

Надо сказать, что к тому времени Россия не воевала уже довольно долго. В самом начале царствования Елизаветы шведы было подняли голову и попытались вернуть себе утраченные при Петре Великом земли, в первую очередь, Карелию и Ингерманландию. Однако, в строю оставался еще сподвижник Петра Великого, генерал-фельдмаршал Ласси, который очень быстро отбил у северян всякую охоту соваться в ныне исконно русские земли. С тех пор Россия почивала на лаврах, и от бездействия армия во многом утратила свои выдающиеся качества. К моменту отправки войск выяснился изрядный некомплект в солдатах и офицерах (так, к примеру, в Бугском полку из 5 старших офицеров не хватало троих, и около трети солдат). Единственное, чего было в достатке – это орудий. Командующий артиллерией граф Шувалов исправно занимался своим делом.

Период начала боевых действий был не слишком удачен для России. Командовать армией поставили нерешительного и не слишком умелого генерал-фельдмаршала Апраксина. Чтобы уж совсем ему не скучно было командовать, в СанктПетербурге была основана специальная Конференция, с которой ему необходимо было согласовывать все решения. И вдобавок к этому, главе русской армии надлежало «не подчиняться, но внимательно прислушиваться» к командованию австрийскому. В случае тщательного выполнения таких распоряжений даже Суворов не смог бы одержать победы. Но Александр Васильевич служил тогда под командованием Апраксина в звании подполковника, и о самостоятельных баталиях мог лишь помышлять.

Пассивность командующего едва не стоила русской армии разгрома при Гросс-Егерсдорфе. Решительный и стремительный король Фридрих, обойдя боевые порядки русских, атаковал их с тыла и фланга, чем поверг Апраксина в полное недоумение. Однако на счастье генерал-фельдмаршала, под его началом состоял молодой генерал-майор Румянцев, который, не спросясь ни у командующего, ни уж тем более у Петербурга, во главе четырех свежих полков буквально проломился через лесную чащобу и ударил в штыки. Пруссаки дрогнули и покатились назад.

Такой поворот дела оказался для лучшего полководца Европы, каковым Фридрих тогда заслуженно считался, совершенно неожиданным. До сего дня он полагал русских слабым противником и надеялся, разгромив их у Гросс-Егерсдорфа, закрыть вопрос с Россией. Затея не удалась. Но это было лишь первое из многих жизненных разочарований, ожидавших Фридриха Великого в ближайшие годы.

После сражения, воспринятого в Санкт-Петербурге как решительная победа, в герб Апраксина были включены две положенные накрест пушки. Однако вскоре, к вящей радости всей армии, главнокомандующий был отозван в столицу. На его место был назначен внимательный и обходительный генерал Фермор. Тот был бы замечательным начальником тыла армии, но сражаться с прусским королем ему не хватало ни таланта, ни уверенности в своих силах. Он был слишком дисциплинирован, чтобы действовать на свой страх и риск, а потому тщательно сверял каждый шаг с мнением столичной Конференции и австрийского штаба. Вместе с тем, он был человеком лично храбрым и не чуравшимся боя. При нем и при сменившем его любимце армии генерале Салтыкове русские войска раз за разом продолжали разочаровывать Фридриха Великого. Особенно под Цорндорфом и Кунерсдорфом.

В последней битве король Пруссии вновь намеревался раз и навсегда разгромить русских и опять попытался обойти российские позиции с тыла. Не родился еще Бисмарк, чтобы объяснить ему: «Русские долго запрягают, но быстро едут». К этому времени русские уже давно запрягли и сполна полюбили быструю езду – Гросс-Егерсдорфской оторопи не получилось. Салтыков отдал приказ, и фронт тут же повернулся кругом. Перед Фридрихом оказалась не вооруженная толпа, а крепкая русская позиция с несколькими линиями обороны. Король смог прорваться через первые две линии, но увяз и растерял наступательный пыл. И едва он притормозил движение, русские перешли в контратаку. Пруссаки начали пятиться, и тут мощный фланговый удар русской кавалерии под командованием Румянцева обратил их в паническое бегство.

Чудом спасшийся Фридрих на следующий день писал одному из близких друзей: «От армии в 48 тысяч у меня в эту минуту не остается и трех тысяч. Все бежит, и у меня нет больше власти над войском. В Берлине хорошо сделают, если подумают о своей безопасности. Жестокое несчастье, я его не переживу! Последствия битвы будут еще ужаснее самой битвы. У меня нет больше никаких средств и, сказать правду, считаю все потерянным».

Австрийский командующий, генерал Даун, был вне себя от ярости, узнав о разгроме противника. Он надеялся, что схватка с русскими ослабит Фридриха, тогда-то можно будет ударить самому и иметь успех. Приписать же себе победу в таком сражении не получалось при всем желании. Он писал Салтыкову разнообразные «советы», при этом даже не думая атаковать бегущего противника. Благоприятный момент был упущен – менее чем через три недели у короля Пруссии было уже 33 тыс. солдат. С явным недоумением осознав, что его не преследуют, Фридрих увидел в этом перст судьбы и объявил сие «чудом Бранденбургского дома» (он происходил из Бранденбургского королевского дома). Но чудеса – дело непредсказуемое. Опасаясь повторения Кунерсдорфского урока, Фридрих маневрировал и тянул время. Столь нерешительная тактика ему была чрезвычайно противна, но все же он добился своего. Во второй половине сентября армии были отведены на зимние квартиры, и прусский король получил отличную возможность передохнуть и восстановить силы.

ГОСУДАРЫНЯ ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА

Дежурный штаб-офицер Салтыкова, подполковник Суворов, зачастую подменявший своего болезненного шефа, отмечал: «На месте главнокомандующего я бы сразу пошел в Берлин».

БУРЯ И НАТИСК

Увы, России, как обычно, везло на союзников и собственных генералов, храбро проливающих чернила в высоких кабинетах. В начале следующего года Салтыков тяжело заболел и его вновь сменил Фермор. Вот тут и произошло новое «чудо». Фермор, прислушивавшийся к пожеланиям австрийцев, получил сообщение о том, что австрийский генерал Лаудон намеревается осаждать прусскую крепость Глотау и требуется помощь русских. Подчиняясь требованию согласовывать действия с Конференцией, он отослал курьера в Санкт-Петербург. Пока гонец вез пакет в столицу, пока там совещались и принимали решение, пока боевой приказ был доставлен русскому полководцу, Лаудон уже сменил планы и пошел в ином направлении. Однако перед Фермором был согласованный приказ, который следовало выполнять. Не считаясь с изменившейся обстановкой, Фермор пошел к Глотау. На месте он выяснил, что без осадной артиллерии, которой у него не было, крепость не взять, а потому, недолго думая, отрядил часть войск на Берлин, дорога к которому оказалась совершенно открыта. В результате и русская, и австрийская армии (Фермор сообщил о своих перемещениях) наперегонки устремились к Берлину, спеша опередить друг друга.

Сидевший вдали от столицы Фридрих вздрогнул – он отлично понимал, что старые укрепления Берлина не способны выдержать штурм или же правильную осаду. Средневековые, ветхие стены и деревянный палисад – слабая защита для гарнизона, насчитывавшего в тот момент всего полторы тысячи штыков. А успеть самому на помощь столице было совершенно нереально.

ИМПЕРАТОР ФРИДРИХ ВЕЛИКИЙ

В начале октября 1760 года русские полки, опередив союзников, оказались в предместьях Берлина. На первое требование о капитуляции, посланное командующим русскими передовыми частями генералом Готтлобом Тотлебеном, пруссаки ответили решительным отказом. Русский генерал и сам был берлинцем и решил говорить с местным населением на понятном им языке. Он развернул штурмовую батарею и нанес удар по центру города, показывая, что способен простреливать его насквозь. Но гарнизон предпочел не спускать флаг. Тевтонская доблесть была оценена по достоинству – Тотлебен выставил еще одну батарею, на этот раз возле ворот Ронделю. Сосредоточенный огонь разбил ворота в город, пламя охватило множество зданий. К полуночи в свете пожаров русские гренадеры тремя отрядами атаковали пролом.

Взять город «на копье» с ходу не удалось.

Командовавший русскими войсками во время ночного штурма князь Прозоровский вспоминал потом, что один отряд в темноте сбился с дороги, второй попал под огонь крепостной артиллерии и отступил. И лишь тот отряд, который возглавлял он сам, несмотря на огромные потери, сумел прорваться к заполненному водой рву. Ров под огнем перейти не удалось, пришлось отступить из-под огня несолоно хлебавши. Первый штурм закончился провалом, но хуже всего было то, что у отряда, стоявшего у стен Берлина, заканчивались огневые припасы. Вдобавок много орудий вышло из строя: для увеличения дальности выстрела их заряжали чрезмерным количеством пороха. Казавшаяся почти беззащитной крепость выстояла и готова была продолжать оборону.

Но тут к столице Пруссии подошли основные силы русских под командованием генерала Чернышёва. Здесь-то и началось главное сражение, в котором немцы участия вовсе и не принимали. Чернышёв и Тотлебен расположили свои лагеря соответственно на правом и левом берегах Шпрее. При этом Чернышёв пытался добиться от Тотлебена повиновения, желая взять на себя общее руководство штурмом. В свою очередь Тотлебен со стойкостью, достойной лучшего применения, игнорировал все распоряжения Чернышёва.

Автор:Владимир Свержин

Источник;www.sovsekretno.ru

Категория: Войны России | Просмотров: 664 | Добавил: гуляева


Всего комментариев: 0
avatar

На главную


интересно
7532 от с.м.з.х. 2024 от р.х.





Правители Руси, Российской Империи, России с 9-го века




Поиск

Статистика



реклама

интересные ресурсы

"Военное обозрение"
стрелковое огнестрельное ручное оружие

Информационный портал о стрелковом оружии, военной технике, вооруженных силах стран мира
Защитники родины - Сайт о русских солдатах.



РУССКАЯ СИЛА - современное оружие

www.warchechnya.ru - Сайт о Чеченской войне

реклама

новости

Копирование материалов сайта приветствуется, но с добавлением нашей ссылки. ©2012-2024