Шапка-ушанка — один из самых привычных нам зимних головных уборов как гражданских лиц, так и военнослужащих. Более того, иностранцы, покупающие шапку-ушанку в качестве сувенира, уверены в её древнем и исконно российском происхождении. Между тем воинская шапка-ушанка — довольно «молодой» головной убор, хотя в силу климата на Руси издавна бытовали шапки типа крестьянского треуха позволявшие прикрывать не только целиком голову, но и шею. А перед Первой мировой войной в русской армии для нижних чинов была введена папаха, имевшая опускавшийся задний клапан.
После окончания Гражданской войны приказом РВС СССР № 561 (1924 г.) личный состав Рабоче-крестьянского Красного флота носил зимнюю шапку, очень похожую на будущую армейскую шапку-ушанку. Несколько отличалась форма козырька и назатыльника с наушниками. Эта шапка шилась из чёрного мундирного сукна со стёганной на вате подкладкой. Назатыльник с наушниками и козырёк изготавливались из чёрного меха1. По загадочной причине эта шапка использовалась только моряками, не находя применения на суше, но именно она оказалась прямым предком солдатской шапки-ушанки. Прямым, но не единственным.
Второй её предок — шапка-финка, принятая на снабжение войск приказом РВС СССР от 31 января 1931 года № 14. Приказ разрешил военнослужащим среднего, старшего и высшего начальствующего состава носить в зимнее время как в строю, так и вне его бекешу из сукна цвета хаки. А при бекеше следовало надевать шапку-финку. Начальствующий состав войск ОГПУ — НКВД также мог её использовать в качестве нетабельного зимнего головного убора.
Овальный колпак с пуговицей наверху состоял из сшитых между собой четырёх или шести одинаковых суконных клиньев. Снизу к колпаку пришивались изготовленные из мерлушки или каракуля2 и подбитые сукном козырёк и назатыльник. Колпак и назатыльник утеплялись листовой ватой. Цвет сукна — серый или защитный, цвет меха — тёмно-серый или коричневый, в зависимости от цвета меха бекеши. Спереди на козырёк крепился красноармейский значок-кокарда. В нормальном положении козырёк и назатыльник застёгивались на металлические крючки и петли. В случае надобности назатыльник можно было отвернуть и опустить на шею3.
С 1936 года шапка-финка официально стала зимним головным убором начсостава войск НКВД СССР. Что касается армейского зимнего головного убора, то для подавляющего большинства личного состава им являлся шлем-будёновка. Советско-финляндская война 1939—1940 гг. показала, что в зимних полевых условиях он весьма непрактичен. Приказом НКО СССР от 5 июля 1940 года № 187 вместо шлема-будёновки были введены шапки-ушанки, сохранившие практически свой покрой и внешний вид по сей день4.
В литературе можно встретить утверждения, что данная шапка поступила на снабжение РККА ещё в ходе Советско-финляндской войны 1939—1940 гг. Вполне возможно, что какое-то количество таких шапок проходило опытную носку в войсках. Как бы то ни было, официально на снабжение наших военнослужащих шапка-ушанка была принята приказом НКО СССР от 5 июля 1940 года № 187.
Шапка-ушанка имела колпак, стёганую тулью и околыш (его называли окол). Тулья всех шапок, как начсостава, так и рядовых, выполнялась из дольника и кружка, стёганных на вате с подкладкой. Четырёхклинные колпаки шапок высшего, старшего и среднего начальствующего состава и сверхсрочнослужащих шились из шерстяного шлемного сукна. Околыш, состоявший из козырька и назатыльника с наушниками, завязывавшимися на тесьму, обшивался мехом цигейковой овчины5. Стриженый мех длиной 12—14 мм окрашивался в серый цвет «под крота» или «под платину». Козырёк шапки либо пристёгивался на две металлические кнопки, либо пришивался к колпаку нитками в двух местах. Снаружи на козырьке крепился металлический значок-кокарда установленного для начсостава образца. Военнослужащие высшего, старшего и среднего начальствующего состава могли шить шапки за свой счёт из натурального барашка или серого каракуля.
Колпаки шапок младшего начальствующего состава и красноармейцев изготавливались из хлопчатобумажного шлемного сукна или байки. Лицевые части козырька и назатыльника обшивались искусственным мехом серого цвета.
Великая Отечественная война вызвала необходимость расширить ассортимент тканей, использовавшихся при производстве шапок-ушанок, а также шире применять различные заменители. Так, в сентябре 1941 года ввиду острого дефицита искусственного меха ряду фабрик был разрешён пошив ушанок рядового состава из ворсованной полушерстяной ткани — бобрика. Они плохо защищали от холода даже при увеличении количества вкладываемой ваты. Поэтому такие шапки старались направлять на снабжение тыловых частей, а также на южные участки советско-германского фронта. Эти ушанки «на рыбьем меху» оставались в обиходе ещё и в 60-е годы XX века. Они же послужили объектом для язвительных замечаний зарубежных униформологов, чьи книги ныне часто переводятся на русский язык6.
Вернёмся, однако, к началу войны. 6 декабря 1941 года было решено при пошиве шапок-ушанок для начсостава наравне с серым шлемным сукном использовать фуражечное и гимнастёрочное сукно, в том числе и цвета хаки, а также серое хлопчатобумажное сукно и серую байку. Во второй половине 1942 года это новшество коснулось и рядового состава: верх колпака шапок стали шить также из серого или цвета хаки хлопчатобумажного сукна. А 14 апреля 1942 года было отменено и требование ГОСТа в отношении красного цвета красноармейского значка-кокарды на шапке-ушанке, поскольку действующая армия полностью перешла на использование металлических звёздочек цвета хаки7.
Предпринятые меры позволили снабдить Красную армию достаточным количеством зимних головных уборов: было заготовлено 24 125 000 шапок, из них на снабжение личного состава поступило 18 009 000 штук. Столь существенной экономии (более 25 проц. новых шапок-ушанок осталось на складах) удалось достичь за счёт своевременного ремонта данного имущества, что не только сократило требования на поставку новых изделий, но и способствовало экономии значительного количества сырья и полуфабрикатов, использованных для других нужд страны. Так, за время военных действий было починено, в том числе и в войсках, и вновь выдано на снабжение более 31 000 000 шапок-ушанок.
Без особых трансформаций, не считая изменений размеров меховых деталей околыша, что существенно улучшило формоустойчивость, внешний вид и тепловые свойства, а также использования для его обшивки в ряде случаев иных разновидностей меха, например каракуля (высший офицерский состав), шапка-ушанка продолжает оставаться на военной службе и в настоящее время.
Автор: ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич — ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея, кандидат исторических наук
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Военная одежда Вооружённых Сил СССР и России (1917—1990-е годы). М., 1999. С. 66—68.
2 Мерлушка — шкурка с ягнёнка грубошерстной породы овец (за исключением смушковых и метисов) в возрасте до двух недель. Характеризуется густым волосяным покровом с крупными завитками.
Каракуль — шкурки, снятые с ягнят каракульской породы на 1—3 сутки после рождения. Отличается густым, упругим, шелковистым волосяным покровом, образующим различной формы и размеров завитки.
3 Воронов В.Ю., Шишкин А.И. НКВД СССР: структура, руководящий состав, форма одежды, знаки различия 1934—1937 гг. М., 2005. С. 61, 62, 118.
4 Харитонов О.В. Форма одежды и знаки различия Красной и Советской Армии (1918—1945 гг.). Л., 1960. Репринтное издание, М., 1993. С. 32.
5 Цигейка — стриженая и крашеная меховая овчина от цигайской, мериносовой и других пород овец.
6 Например: Дарман П. Униформа Второй мировой. Полная иллюстрированная энциклопедия / Пер. с англ. А. Гришина. М., 2002.
7 Кибовский А.В., Степанов А.Б., Цыпленков К.В. Униформа российского военного воздушного флота: В 2 т. Т. 2. Ч. 1. М., 2007. С. 146.
|