Военные заказали программу, моделирующую развитие боевой обстановки в
космосе и воздухе на основе трехмерной цифровой модели реальности,
которая будет отображаться в 3D-графике на обычных и специальных
мониторах. Программа будет обсчитывать поведение боевой техники и
снарядов на основе физических законов, погодных условий и предполагаемых
внешних воздействий на объекты.
Результатом работы станет
графическое отображение ближайшего будущего — например, зона поражения
ракеты на трехмерной карте, а также возможные варианты действий,
необходимых, чтобы парировать или устранить угрозу, — поднять
перехватчики, вывести людей из зоны поражения и т.д. Кроме того, на
основе траектории движения система покажет, откуда ракета была выпущена,
что необходимо для контратаки.
Для обработки данных будет
создан суперкомпьютер, который будет взаимодействовать с компьютерами
офицеров в качестве облачного сервера. Разработку системы ведет концерн
ПВО «Алмаз-Антей» в рамках опытно-конструкторских работ «Аварка» и
«Авеню». В течение 2015 года концерн должен поставить Минобороны 27
таких имитационных комплексов на общую сумму 220 млн рублей.
Скорость
внедрения программы во многом зависит от темпов оцифровки военной
техники и рельефа местности. Самый эффективный и быстрый способ —
лазерное сканирование — требует значительного времени и
ресурсов, пояснил «Известиям» исполнительный директор НПП
«Фотограмметрия», оцифровывающего физические объекты, такие как
памятники архитектуры, Сегрей Тихонов.
— Несколько минут
работы лазерного сканера — это десятки и сотни гигабайт информации,
которую сложно адаптировать в понятный программе формат. Это долгий
процесс, на оцифровку одного промышленного объекта может уйти и месяц, и
два, — пояснил Тихонов. При этом главная проблема в оцифровке
объектов противника — их виртуальные модели нужны системе, чтобы
достоверно просчитать поведение систем вооружения и зону поражения при
их применении.
Как пояснил «Известиям» главный редактор
специализированного журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский,
изображение зарубежных средств поражения можно найти в интернете, а вот
физические параметры производители тщательно скрывают, поэтому их можно
внести в систему только на основе данных с дружественных средств
наблюдения, а также исходя из оценок аналитиков. — Точные
характеристики техники других стран нам, разумеется, никто не даст.
Можно закладывать только параметры на основе нашего «видения» того,
какими свойствами она обладает, а как там на самом деле — большой
вопрос. Конечно, для наиболее достоверной имитации поведения зарубежной
техники будут использованы телеметрические данные ракетных пусков и
средств дальнего радиолокационного обнаружения, таких как станции
«Воронеж», которые на днях засекли израильские учебные ракеты в
Средиземном море, — пояснил Мураховский.
Он добавил, что
разработкой систем имитации боя сейчас занимается сразу несколько
компаний, каждая из которых использует свой метод прогнозирования
развития событий. При этом в США такая система действует с 2000 года.
В
Центре специальных разработок МКБ «Компас» «Известиям» пояснили, что
главное в таких системах — точность и реалистичность математической
модели. Зрелищность виртуальной реальности военных интересует в
последнюю очередь.
— Технология универсальная, на ее базе
можно воссоздать действия воздушной, космической, наземной и морской
техники. Например, увидеть траекторию полета ракеты, спланировать ее
перехват, увидеть перемещения вражеской техники и посмотреть варианты,
как лучше направить на нее дружественные силы. Программа учитывает все
физические законы и условия среды: ветер, осадки, в модели они должны
соответствовать действительности, — сообщил и.о. директора Центра
специальных разработок МКБ «Компас» Дмитрий Кустов.
По данным
концерна ПВО «Алмаз-Антей», визуальная часть нового цифрового комплекса
для Воздушно-космической обороны будет реализована на основе
адаптированного под военные нужды 3D-«движка» Unigine Engine, с которым
концерн работает в течение последнего года. Компонент работает на основе
библиотек, использующихся в современных компьютерных играх — DirectX 11
и OpenGL.
Помимо обычного вывода картинки на экран, комплекс
будет поддерживать стерео-изображение. Погрузиться в виртуальную
реальность и детально рассмотреть поведение противника, расположение
дружественных сил можно будет с помощью обычных стереоочков
«красный-голубой» и более продвинутой оптики технологии NVIDIA 3D
Vision. Unigine Engine также поддерживает вывод раздельных изображений
на дисплеи шлема виртуальной реальности.
За два часа
программа сможет смоделировать ситуации с 1,5 тыс. участников,
достоверность результата по 100 различным показателям при этом составит
95%. Необходимость в цифровом моделировании поля боя возникла
из-за того, что скорости современного боя превзошли человеческие
возможности оценки ситуации, пояснил «Известиям» член Общественного
совета Минобороны, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь
Коротченко. — Скорости целей, особенно межконтинентальных
баллистических ракет, сверхзвуковых и, в перспективе, гиперзвуковых
самолетов и ракет, не позволяют человеку адекватно просчитать траекторию
полета и самостоятельно вычислить, куда попадет ракета. А автоматизация
принятия решений на порядок повышает время реакции. Поэтому сегодня
такие системы необходимы армии, — пояснил Коротченко.
По его
словам, чтобы облегчить командирам принятие решений по парированию
угроз, Минобороны создает сетецентрическую систему управления
Вооруженными силами (Единую систему управления тактического звена
«Созвездие»).
— Это позволит очень быстро доводить важную
информацию и команды до конкретного подразделения и передавать данные с
поля боя в обратном направлении, — пояснил эксперт. Источник: http://izvestia.ru/ |