В конце XIX века Османскую империю называли «больным человеком».
Однако, несмотря на внутриполитические и национальные проблемы,
простиравшаяся на три континента империя располагала огромными
ресурсами, боеспособной армией, оснащенной даже более современным
оружием, чем, например, русская. Ее численный состав равнялся всему
болгарскому населению, включая младенцев и глубоких стариков. Кроме
того, европейские державы, за исключением России, оказывали Османской
империи всяческую поддержку - помогали денежными субсидиями, военными
консультантами, проявляя поразительное равнодушие к фактам бесчеловечных
истязаний и массовых убийств десятков тысяч славян.
Более того, цивилизованная Европа открыто защищала право
турок применять силу, истреблять славян в ответ на их восстания против
рабства. Римский папа Пий IХ открыто выступал на стороне Турции.
Посланник Франции в Царьграде, а позже министр иностранных дел маркиз
де Мустье заявлял: «Все народы не могут в равной степени претендовать
на право самостоятельного существования. Они должны представить свои
основания на то: роль в истории, гомогенность населения, силу, единство.
Всех этих условий не хватает христианскому населению Турции…» Министр
иностранных дел Австрии граф Андраши не скрывал, что Австрия
заинтересована в «поглощении этих народов».
Несмотря на сложную обстановку, неудачные попытки объединить усилия с
национальным движением других балканских народов, после известия о
восстании в Герцеговине и Боснии летом 1875 г. болгарские борцы за
независимость Х. Ботев, С. Стамболов, Н. Обретенов. П. Волов, Г.
Бенковский И. Драгостинов, С. Заимов приступили к подготовке восстания,
для чего под руководством Болгарского революционного центрального
комитета были созданы специальные комитеты и определены районы
вооруженных выступлений. 20 апреля 1876 г. повстанцы захватили власть в
небольших городах Копривштице и Панагюриште и объявили о начале
восстания, которое распространилось на Тырновский округ, а затем и на
ряд других районов страны. Плохо вооруженные, с самодельными деревянными
пушками из черешни, восставшие проявляли чудеса героизма. Благодаря
«летучей» дружине Георгия Бенковского, воевавшей с большим серебряным
напрестольным крестом вместо знамени, восстание охватывало все новые
села. Было образовано Временное правительство. Однако к 22 апреля
турецкое правительство сумело мобилизовать карательные отряды. Г.
Бенковский геройски погиб, его голову, отрубленную турками, привезли к
паше в Софию, но по просьбе влиятельных болгар выдали для погребения
местному митрополиту.
Уже после подавления восстания отряд Христо Ботева в 200 человек
захватил в Румынии австрийский пароход «Радецкий» и 17 мая высадился на
болгарском берегу Дуная у села Козлодуй, вступив в противоборство с
превосходящими силами противника. Гибель Ботева 20 мая стала тяжелым
ударом для повстанцев. И хотя разрозненные отряды продолжали борьбу до
конца июня, восстание было не просто подавлено, но потоплено в крови 30
тысяч жертв. Массовому террору и неслыханному изуверству подвергались не
только повстанцы, но и старики, женщины и дети. Американский
генеральный консул в Константинополе Ю. Скайлер и корреспондент «Дейли
Ньюс» Д. Макгахан, посетившие районы восстания, признавали, что
увиденное настолько чудовищно, что человеческий разум отказывается это
воспринимать. И сегодня в селе Батак можно видеть горы черепов
преимущественно женщин и детей, захороненных в крипте храма, где
пытались укрыться несчастные. В одном этом селе погибло свыше 6 тысяч
человек. Чтобы сохранить жизнь, достаточно было отказаться от
православной веры и принять ислам, однако большинство болгар
предпочитало смерть, потому что отказ от веры своих предков считали
величайшим грехом, отречением от того, что делало их болгарами:
«Есть православие – есть болгарский народ, нет православия – нет болгарского народа».
Они следовали заповеди Христовой: «Претерпевший до конца спасется».
Апрельское восстание, может быть, не впечатляет сегодняшнего
читателя размахом и массовостью, однако в народное самосознание оно
вошло как важнейшее событие болгарской истории и в этом качестве живет
по сей день. Нация жива, пока способна рождать героев, а болгарский
народ дал целую плеяду выдающихся героических личностей, о которых народ
сложил песни, стихи и легенды. Прав был выдающийся борец за свободу
болгарского народа поэт Христо Ботев: «Тот, кто погиб, защищая свободу,
тот не умрет…»
Восстание было обречено, но не было напрасным. Оно доказало, что
болгарский народ, этот истинный великомученик, жив и взывает о помощи.
Болгары заставили мировое сообщество поставить на повестку дня вопрос о
своем трагическом положении. Увы, европейские державы, опасаясь, что
независимая Болгария позволит укрепить России свое положение на
Балканах, маневрировали и пытались во что бы то ни стало сохранить
целостность Турции. Некоторые западные политические деятели во
всеуслышание заявляли, что ради этой цели без колебаний принесут в
жертву всех болгар. Это вызывало возмущение европейской общественности,
представители которой возвышали свой голос в защиту болгар, среди них Ч.
Дарвин, О. Уайльд и другие. В своей речи перед французским парламентом
В. Гюго заявил: «Необходимо обратить внимание европейских правительств
на один мелкий факт, который, похоже, не замечают. Вот этот факт:
уничтожается один народ. Где? В Европе. Этот факт имеет ли свидетелей?
Только один свидетель – весь мир. Правительства видят ли его? Нет».
Если рядовой европейский обыватель не представлял себе, кто такие
болгары и где они живут, то в России национально-освободительная борьба
балканских народов нашла отклик в сердцах сотен тысяч русских людей.
Возник невиданный исторический феномен – массовое народное движение в
поддержку братьев по вере, по словам Ф.М. Достоевского, «… движение
почти беспримерное в других народах по своему самоотвержению и
бескорыстию, по благоговейной религиозной жажде пострадать за правое
дело». Это было проявлением высокого нравственного сознания, о котором
выдающийся русский мыслитель Н.Я. Данилевский писал: «Вообще не интерес
составляет главную пружину, главную двигательную силу русского народа, а
внутреннее нравственное сознание, медленно подготавливающееся в его
духовном организме, но всецело охватывающее его, когда настает время для
его внешнего практического обнаружения и осуществления».
Направляли движение созданные в середине XIX века
Славянские комитеты, которые объединяли русских людей различного
социального положения и политических взглядов.
При отсутствии телефонов и интернета уже через четыре дня после
начала Апрельского восстания российская общественность узнала об этом
событии, и эта тема не сходила со страниц церковных и светских печатных
изданий. Для болгарских повстанцев монахини самарского женского
монастыря Иверской иконы Божией Матери вышили шелковое знамя с ликом
Богородицы. Его не успели переправить участникам Апрельского восстания,
но именно под ним воевали болгарские ополченцы в русско-турецкой войне
1877-1878 гг. Об избавлении братьев-славян и упокоении павших в борьбе с
турками молилась вся Россия, в дополнение к существовавшим с XIV века
были написаны специальные ектеньи. Богослужения повсеместно
заканчивались проповедью священников с рассказами о тяжкой доле
братьев-славян, призывом оказать им посильную помощь, напоминанием об
огромной роли Болгарии в распространении православной веры на Руси. Люди
со слезами горячо и усердно молились, нередко простодушно предлагали
переселить болгар в Россию: «Неужели бы мы их не прокормили?» Со всех
концов России в Славянские комитеты стекались добровольные
пожертвования. Вся Россия оплакивала гибель своих сынов-добровольцев ,
сложивших голову в болгарских и сербских отрядах на Балканах. Вся Россия
знала их имена и гордилась ими.
Всем миром в России собирают деньги на сооружение в Софии памятника
болгарским героям В. Левскому и Г. Бенковскому – и их имена знали и
чтили русские люди. За счет пожертвований, собранных славянскими
обществами знаменитый крест, с которым воевала дружина Бенковского,
впоследствии был установлен на особом пьедестале, а на специальной
серебряной доске была написана история участия этого креста в Апрельском
восстании. Русские люди позаботились, чтобы увековечить историю борьбы
болгар за свободу.
Исчерпав возможности мирным путем изменить положение болгар, 12
апреля 1877 г. Александр II подписал манифест об объявлении войны
Турции. Император был уверен, что вся Россия воспримет эту войну как акт
чести и великодушия. Миллионы русских сердец бились в едином ритме: я
есмь народ, нашедший свой путь. Уклонившихся от явки по призыву не было.
Как отметил Ф.М. Достоевский: «Отцы и матери знают, на что отпускают
детей: война народная…»
Русский народ жил тогда по закону: «Люби ближнего своего, как самого
себя», а истинная любовь невозможна без самопожертвования. Животворная
любовь русского народа воскресила к новой государственной и политической
жизни братьев по вере. Русский народ проявил лучшие черты своего
национального характера: великодушие, чувство справедливости,
отзывчивость, сплочение в отстаивании правды, готовность положить жизнь
за други своя. История есть проявление духовной реальности. Великий
подвиг нашего народа стал возможен благодаря его духовной мощи, нынешняя
же духовная реальность нашего общества такова, что опрокинь ее в XIX
век, то, судя по всему, история была бы написана совсем другая...
Духовную пустоту, которая образовалась в российском обществе в 1990-х
гг. так и не удалось преодолеть за два десятка лет безуспешных поисков
своей национальной и государственной идентичности. Уже с высоких трибун
открыто признают, что в нашем обществе нет единого понимания
национально-государственных интересов в области внутренней и внешней
политики, национальной концепции политического, экономического и
культурного развития страны. Пожалуй, единственная идея, объединяющая
большую часть русских, это добывание хлеба насущного, а тут уж каждый за
себя и действует, как может… Жизнь подавляющего большинства безыдейна и
бесцельна, поскольку из завета наших предков выкинули главное, и
осталось только: «Люби самого себя». Основанием нашей жизни перестают
быть все эти «не убий», «не укради», понятия чести и совести переходят в
разряд устаревших. Великодушие сменило малодушие – мы не знаем своего
прошлого и своих героев. Нет любви между русскими, нет ее и к близким
нам братским народам. Когда-то И.С. Аксаков писал: «Болгарское
государство… крещено русской кровью, а потому не должно, да и не может
никогда стать русскому сердцу чужим».
В нашей стране сегодня практически ничего не знают о Болгарии, о
том, чем живет страна, какие проблемы решает, какова ее политическая
жизнь. Подавляющее большинство русских не назовут ни одного имени ее
первых лиц после Т. Живкова, равно как и ни одного имени из числа
известных болгарских деятелей культуры, спортсменов, ученых. За
последнее десятилетие среди российских студентов практически нет
желающих специализироваться по истории Болгарии.
Российское руководство проявляет равнодушие к Болгарии,
периодически вспоминая о ней в связи с очередным энергетическим
проектом.
И это понятно - базовый принцип либеральной идеологии в том, что в основе поведения нации должен лежать материальный интерес.
Запас прочности русской нации оказался сильно подорван, однако в
последнее время все заметнее попытки осмыслить стержневые начала русской
государственности не на западных идеологических моделях, а на своей
исконной цивилизационной основе. Стало проявляться понимание того, что
возрождение России должно начинаться с укрепления православия как формы
мировосприятия, духовной основы жизни русской нации, ее культуры.
Примечательно, что среди наших воцерковленных людей не ослабевает
интерес к истории Болгарии, они хорошо знают, что в тяжелейшие периоды
русских и болгар спасала православная вера и прочные духовные связи.
P.S. 3 апреля нынешнего года Болгарская
православная церковь канонизировала христиан, мученически погибших в
селе Батак и Ново село в дни Апрельского восстания 1876 года. Литургию в
память святых новомучеников отслужил в кафедральном соборе Св.
Александра Невского Болгарский патриарх Максим. |