Отсюда можно предположить, что и само слово «сейд» - русского
происхождения, лишь заимствованное саамами. В таком случае кандидатом
на его праформу будут слова: СЕ ИДИ, то есть, ТАК ИДИ!
И из слов СЕ ИДИ произошло слово СЕЙДИ, то есть, СЕЙДЫ. А произносили
данные слова русские после того, как, помолившись и вступив в контакт с
духами данных святилищ, которые их пропускали, говорили: СЕ ИДИ!
Рис. 2. Саамские сейды
Поясняя, В.Н. Дёмин приводит фото сейда, снятое И. Боевым (ДЕМ, с. 110, рис. 34).
Рис. 3. Мое чтение надписей на сейде
Несколько увеличив изображение, я читаю надписи на сейде: МАРЫ ЛИК, МАСТЕРСКАЯ, МАРА, МАРА. После этого сомнений не остается: перед нами действительно рукотворный лик Мары, однако, созданный не саамами, а русскими!
Рис 4. Лапландские сейды
На той же странице В.Н. Дёмин помещает изображение «лапландских
сейдов» (ДЕМ, с. 110, рис. 35), рис. 4. Между тем, увеличив их
изображение, можно прочитать те же самые слова: МАРА, МАСТЕРСКАЯ МАРЫ,
рис. 5. Кроме того, освещенная часть поверхности верхнего камня слева
обрисовывает профиль женского лица с большим горбатым носом,
напоминающим профиль бабы-Яги. На рис. 5 я обратил его в цвете и
повернул вправо на 900, чтобы лучше рассмотреть. На нижнем камне слева, изображая овал лица и его черты, хотя и довольно условно, нанесена надпись МАСТЕРСКАЯ МА(РЫ),
которую я не стал воспроизводить отдельно. Таким образом, сейды Русской
Лапландии, или саамские сейды, на поверку представляют собой либо
камни, либо лики Мары. Так обстоит дело с сейдами в каких-то местах
помимо Сейдозера.
Теперь вернемся к берегам Сейдозера. В.Н. Дёмин пишет следующее: «Название
Кольского полуострова, образованного от протекающей здесь реки Колы,
как раз и означает Солнечную землю. Коло (Коляда) - древний языческий (и
в первую очередь - славянский) бог Солнца. Коло - это и есть одно из
древних названий Солнца. Хорошо известен и народный астроним КОЛ - в
ряде местностей так именовали Полярную звезду: архаичное представление о
небесном неподвижном Коле предполагало медленное вращение вокруг него
звездного ковра. Таким образом, солнечный культ недвусмысленно указывает
на гиперборейскую прародину.
Идя по следам Кольского отряда Барченко, экспедиция «Гиперборея»
отправилась в 1997 году в район горного массива «Ловозерские тундры» и
священного саамского Сейдозера, испокон веков окутанного тайной. Геологи
определяют его окрестности как геотермическую аномалию. Эзотеристы
склонны искать здесь Северную Шамбалу и место, где проходит невидимая
«космическая струна», облегчающая контакт с Мировым разумом.
Неудивительно, что именно здесь, в труднодоступной местности, на
горе Нинчурт («Женские груди»), состоящей как бы из двух половинок (на
высоте, начиная примерно с полукилометра над уровнем моря), и был
обнаружен древний мегалитический комплекс: циклопические уступы
ландшафтного святилища, культовые сооружения (в частности, колодец),
геометрически правильные блоки и фундаменты с таинственными знаками и
следами техногенной обработки» (ДЕМ, с. 145-146). Здесь же
находилась и трехметровая пирамида, показанная на рис. 6 (ДЕМ, с. 143,
рис. 52). Для сравнения рядом помещена девушка в купальных
принадлежностях (очевидно, летом на Сейдозере довольно жарко).
Рис. 5. Мое чтение надписей на камнях сейда
К сожалению, более подробно на изображении этой пирамиды В.Н. Дёмин
не останавливается. Поэтому попробуем разобраться с ним самостоятельно.
Если внимательно присмотреться к пирамиде, то на ней изображено три
бородатых лика, рис. 7. Мне бросилось в глаза сначала изображении чуть
левее белой рамочки, которое я поместил на правой стороне рисунка
вверху. Как обычно, на его левом глазу я нашел слово ЛИК, точнее, ЛИКИ, что уже было интересно, поскольку речь шла о нескольких ликах. Слева и справа от носа я читаю слово ЯРА, обратив в цвете усы - слово СВАРОГА (причем справа СВА, а слева - РОГА), обратив в цвете бороду - слова: И РОДА.
Таким образом, на этих камнях изображен не один божий лик, а три: Яра,
Сварога и Рода. Данный лик, как гласит надпись под правым глазом очень
жирными буквами, есть РОД.
Второй лик я выделяю ниже и помещаю на рис. 7 вверху слева. Это -
мужчина с густою окладистою бородой, самой длинной из всех. На левом
глазу, как обычно, читается слово ЛИК, а под усами, как бы прочерчивая линию рта, следует надпись СВАРОГА.
До сих пор каких-либо изображений данного бога у нас не было, так что
это - первое изображение, начинающее иконографию Сварога.
Рис. 6. Священная пирамида на горе Нинчурт
Что же касается третьего лика, то он находится слева выше белой рамочки на рис. 7. На уровне глаз читаются слова ЛИК ЯРА. Весьма интересно, что представлена троица мужских богов, что весьма необычно. А на бороде у Сварога начертано: БОГА МАСКИ.
Тем самым, изображены те маски, которые надевают жрецы, когда
изображают богов. Возможно, что данная пирамида как раз и представляет
место для переодевания жрецов.
Помимо данной пирамиды на горе Нинчурт имеется и еще одна достопримечательность, о которой В.Н. Дёмин сообщает так: «В
Русской Лапландии, в самом центре Кольского полуострова на склоне гор
вокруг священного саамского Сейдозера и на дне его обнаружены гигантские
контуры антропоподобных и символических изображений, наиболее известное
из которых - так называемый стометровый великан Куйва (рис. 22, фото А.
Гурвица)» (ДЕМ, с. 83, рис. 22). Действительно, на рис. 22 на с. 83 В.Н. Дёмин помещает фотографию с подписью: «Человекоподобное гигантское изображение (до 100 метров) на скале Куйвы»,
рис. 8. Но является ли данное изображение одним из богов? Смущает,
прежде всего, то, что надпись не вырезана острым предметом и не
представляет рельефа, а сделана, вероятно, краской, чего нам прежде на
изображениях богов наблюдать не приходилось. Кроме того, у вех богов
руки или опущены, или скрещены, но никогда не распростерты. Голова у
изображений богов обычно достаточно крупная по сравнению с телом, ноги
сомкнуты. Здесь же мы видим крохотную головку и широко раздвинутые ноги.
Таким образом, нарушены все нормативы божественной иконографии. Как
обычно, для получения подробностей на изображении следует прочитать
надписи.
Чтение надписи я помещаю на рис. 9. Прежде других я читаю надпись
слева внизу, наиболее ясно написанную и потому легче всего читаемую. На
первый взгляд прочитанное слово кажется бессмысленным: ХАРАОН.
Такого слова в русском языке нет. Может быть, МАРА ОН? Но Мара -
женщина, и со словом ОН это имя не сочетается, к тому же написано именно
ХАРАОН.
Рис. 7. Мое чтение надписей на пирамиде горы Нинчурт
Не гадая далее, я читаю надпись на голове изображения. Ее видно уже
не столь отчетливо, но все же можно прочитать то же самое слово, слово ХАРАОН. Но когда я прочитал слово ХАРАОН в третий раз - оно начертано на левой руке «человека», - я понял, что это так произносилось слово ФАРАОН
в те дни, когда звука Ф в русском языке еще не было. Таким образом,
подобно огромным изображениям фараонов в долине Нила существует не менее
солидное по размерам, но гораздо худшее по технике исполнения
изображение вблизи Сейдозера.
С нетерпением я стал искать другие слова, и нашел их. В рамочку под
правой рукой я поместил вертикальный фрагмент, который следует повернуть
на 900 вправо. Тогда на нем можно прочитать надпись, выполненную в две строки, ТУЛЬ в верхней и ТЕКОВ - в нижней. Образуется слово ТУЛЬТЕКОВ.
Это слово мне уже встречалось на одной моей дешифровке (ЧУ2, с. 22,
рис. 23), и я не предполагал встретить его снова. Дело в том, что
когда-то севернее Кольского полуострова существовал остров Туле. О том,
что земля Тулия населена славянами, сообщал космограф Димешки (ДЕ2, с.
29) Одно из племен, живущих на острове Туле, на самом севере Европы,
Прокопий Кесарийский в своей «Войне с готами» называет скриптофинами, тогда как Йордан называет их скререфеннами (ДЕ2,
с. 25). Я отметил, что первое название больше похоже на славянское не
только потому, что финны названы финнами, а не на немецкий лад, не
фенами, но и потому, что первая часть слова, скрити, является развитием славянского слова скрыты. Эта первая часть коррелирует с названием ТУЛЕ, что, по мнению В.Н. Дёмина со ссылкой на словарь Владимира Даля, означает скрытое, недоступное место.
Рис. 8. Общий вид гигантского изображения
Вспоминает В.Н. Дёмин и Центральноамериканских тольтеков (ДЕ2, с.
28). Тем не мене, поскольку остров назывался Туле (иногда его обозначали
как Фуле, ибо он имел латинское написание Thule), то его жители по
правилам русского словообразования должны называться и не тольтеки, и не
тультеки, а туляки. Однако, поскольку мы здесь прочитали слово
ТУЛЬТЕКИ, то оно действительно существовало, но образовано оно не от
слова ТУЛЕ, а от двух слов: ТУЛИ ТЕ, что предполагает существование по
меньшей мере двух областей с одним именем Туле. Тогда жители ТУЛЕЙ ТЕХ
как раз и должны называться ТУЛЬ ТЕХи, то есть, ТУЛЬТЕКИ.
Но если местностей с названием Туле было две, и одна из них исчезла,
то другая могла сохраниться. Эта сохранившаяся Туле и есть северная
часть Кольского полуострова. Недаром река Мурманской области, текущая на
север и впадающая в Северный Ледовитый океан, называется Тулома. Так
что именно тут и проживали ТУЛЬТЕКИ, имевшие своего ХАРАОНА.
Последнее слово, хорошо читающееся как продолжение пояса ХАРАОНА вправо, есть слово СДЕСЯ, то есть, ЗДЕСЬ. Из этой надписи можно понять, что скала Куйва и была либо резиденцией, либо усыпальницей русского фараона тультеков.
Разумеется, подобное сходство русского севера с Египтом неслучайно. В.Н.
Дёмин находит соответствия между русским и египетским смыслом слова
«пирамида». Он пишет: «Еще один, достаточно неожиданный поворот в развитии протолексемы mr
обнаруживается в хорошо знакомом слове «пирамида». Общеизвестно, что в
русский язык слово «пирамида» попало из греческого, а эллины
заимствовали его непосредственно у египтян. По-гречески оно звучит piramis (окончание da
появляется в винительном падеже). А как в первоисточнике? Обратимся к
единственному отечественному учебнику Н.С. Петровского «Египетский язык»
1958 года и... Здесь сердце не может не дрогнуть! Звуковая основа
египетского слова «пирамида» с учетом отсутствия гласных в
иероглифическом письме оказывается mr, то есть, тождественным и
древнеевропейскому названию священной горы Меру и, соответственно,
смыслоемкому русскому понятию Мир.
Рис. 9. Мое чтение надписей на скале Куйвы
Но что особенно воодушевляет - в русском языке также сохранилось древнейшее название пирамиды - мар.
Так испокон веков (см. словарь Даля) зовется на Руси безрастворная
кладка из камней (высотой примерно два метра; чаще ниже, реже - выше).
Особенно распространены мары (по-другому - гурии) на Русском Севере. На
высоких берегах они выполняют функции «темных маяков», в иных местах (и,
в частности, на горах) - путевых ориентиров» (ДЕМ, с. 48-49). Но ведь рассмотренные на рис. 3 и 5 кладки как раз и являлись именно не просто марами, но Марами - сооружениями богини смерти Мары. Тем самым, богиня Мара и дала названия марам, ставших у греков сначала помарисами, а затем и пирамисами (так называемая метонимия, перестановка слогов), дойдя до пирамид. Иными словами, пирамиды в виде мар вначале появились на Русском Севере.
Рис. 10. Тень неизвестного существа
В другой книге В.Н. Дёмин публикует фотографию «тени
таинственного невидимого существа, появившегося сзади фотографа» (ДЕ2,
с. 425, рис. 128) и пишет: «Загадочный случай произошел с Мариной
Борисенко. Она в одиночку бродила по склонам горы Нинчурт, фотографируя
наскальные рисунки. Впоследствии на одном из напечатанных снимков
проявилась всё заслоняющая человекоподобная тень с раскинутыми руками и
ромбической головой (рис. 128). Марина же была одна, без головного
убора, а руки ее сжимали аппарат (и по этой причине не могли быть
распростерты). Получается: кто-то невидимый (но не для оптики)
подкрадывался сзади, возможно даже, пытаясь схватить или обнять. Спустя
некоторое время аппарат девушки вообще упал в воду горной речки и
перестал фотографировать, но снимок-улику удалось проявить и напечатать.
Сам по себе каждый из вышеприведенных фактов мог бы показаться
случайным, но в общей цепи взаимосвязанных звеньев просматривается
определенная закономерность.
Так кто же он - таинственный Невидимка, случайно попавший в поле
зрения экспедиционного фотоаппарата и оставивший свою «визитную
карточку» на снимке? В древней мифологии саамов бытует легенда о
подземных жителях чахкли, более всего напоминающих европейских гномов»
(ДЕ2, с. 424-425). Полагаю, однако, что о гномах речь идти не может, на
снимке изображена довольно значительная фигура. Более того, самый
освещенный участок снимка - это место над правым плечом фигуры;
следовательно, именно там находилось солнце в момент съемки. Этим
объясняется то, почему Марина не видела саму фигуру: ей пришлось бы
смотреть прямо против солнца, которое при малом угле наклона (примерно в
320 в летний полдень, в остальное время дня и в другие
месяцы, кроме июня - еще ниже) буквально слепило девушку. Следовательно,
фигура стояла на возвышении в нескольких метрах позади
исследовательницы и чуть левее. Не только обхватить девушку, но даже и
дотянуться до нее она бы не смогла, ибо находилась для этого весьма
далеко.
А теперь сравним данную фигуру с фигурой «хараона». Безусловно,
сходство присутствует и в форме ромбовидной головы, и в раскинутых
руках, и в расширяющемся книзу теле. Однако перед нами не тень фигуры
живого человека, а тень каменной кладки, из которой торчат бревно и
подвешенные к нему предметы.
Рис. 11. Мое чтение надписей на фото с тенью
Тень подписана, поэтому нет нужды выискивать подземных гномов чахкли.
На тени под правой рукой явно видна буква М, а чуть ниже - буквы А, Р и
А, образующие слово МАРА. Таким образом, фотоаппарат запечатлел подлинную хозяйку этих мест, богиню Мару в камне.
Интерес представляет и местность, которая попала в кадр. При
обращении фрагмента, обведенного рамочкой, в цвете, можно прочитать
слова ...СКАЯ МАКАЖИ, то есть МАСТЕРСКАЯ МАКОШИ.
Чуть ниже, в правой части видны две мордочки белых медведей, точнее,
медведицы и животного поменьше. Легко догадаться, что это - Макошь и
Мара. И действительно, под молодым медвежонком имеется надпись, которая в
обращенном цвете читается как МАКАЖЬ. Таким образом,
Марина фотографировала мастерскую Макоши, на которую действительно
падала тень Мары. Если в тот момент, когда Марина подходила к этому
месту, на солнце набежала тучка, Марина могла не заметить тень, а затем,
когда выглянуло солнце, Марина смотрела уже в видоискатель
фотоаппарата, который существенно сужает поле зрения. Она дождалась,
пока выглянет солнце, и не заметила тени от камней. Таким образом,
Марине удалось сфотографировать главное изваяние данного комплекса, но, к
сожалению, лишь в виде тени.
Теперь рассмотрим слово ХАРАОН, которое в Египте стало произноситься
как ФАРАОН. Полагаю, что оно состоит из двух слов, ХАРА и ОН, то есть,
ХАРА ОН. Заметим, что слово ХАРА - не что иное, как слово ЯРА в
родительном падеже. Иными словами, слово ЯР на юге Европы произносили
как АР, а на крайнем севере - как ХАР. Так что народ, который по южному
назывался АРИИ, в умеренных широтах должен был бы называться ЯРИИ, а на
крайнем севере - как ХАРИИ. Исследователями уже давно замечено, что
многие деревни на крайнем Севере имеют название на ХАР- : Харлово,
Харино, Харово и т.д. Индийцы произносят имя ЯР как ДЖАР, угро-финские
народы - как САР. Тем самым, ХАРАОН является, скорее всего, верховным
жрецом бога Яра. У египтян АР превратился в РА, а слово ХАРАОН - в
ФАРАОН; следовательно, ФАРАОН - это название должности верховного жреца
бога Ра. Заметим, что боги ЯР или РА - боги Солнца, но по лунному
календарю (при переходе на солнечный календарь у славян богом Солнца
становится Сварог).
Рис. 12. Мое чтение изображения «инопланетянина»
Можно напомнить и о том, откуда я познакомился со словом ТУЛЬТЕК. Но сначала процитируем описание В.Н. Дёмина: «Гору
Нинчурт, где находятся останки наиболее древнего матриархального
святилища, окружают и другие культовые комплексы, и иные загадочные
объекты. Внизу, на двухкилометровом перешейке, разделяющем озера Луявр и
Сейдявр, есть две гряды. Здесь среди буйной таежной растительности
поисковой группой были обнаружены совершенно голые - безо мха и
лишайников - поля с каменными выкладками. Одна из прогалин достигает
размеров 100 метров в длину и 20 метров в ширину. На некоторых валунах
отчетливо проступают процарапанные знаки - трезубцы, косые кресты,
свастики, солярные круги, рунические письмена. Встречаются изображения
человеческих ладоней и ступней в натуральную величину.
Было выявлено также изображение странного существа, в шутку прозванного инопланетянином, рис. 59»
(ДЕМ, с. 153-154). Правда, это изображение очень схематично, а намного
более точное было помещено им в другой книге (ДЕ2, с. 427, рис. 129),
откуда я его и взял для дешифровки. Именно на нем я и прочитал надпись РУСЬ СЬКРИТИ ТУЛЕТЕКА, то есть, РУСЬ СКРЫТОГО ТУЛЯКА,
рис. 12. Так что в работе ЧУ2 2001 года я уже знал название этого
народа. Однако теперь стало понятным, где находилась резиденция его
верховного жреца, ХАРАОНА - в скале Куйвы. И она действительно скрыта. А
рядом с резиденцией жреца должны находиться и святилища.
Эти святилища описывает В.Н. Дёмин. «Здесь же, на
полукилометровой высоте скального гребня, вознесшегося над ущельем
Чивруай, был обнаружен впечатляющий дольмен - «скворечник» из
обработанных каменных плит (факт сам по себе уникальный, ибо подобные
памятники на севере, да еще высоко в горах до сих пор не встречались).
Несомненную древность всего найденного подтвердили независимые эксперты.
Одновременно стало ясно, что все старые и новонайденные памятники
образуют стройную систему и группируются вокруг ступенчатого амфитеатра,
образующего естественный центр притяжения, своеобразный алтарь, вполне
соответствующий упомянутым культовым сооружениям древности под открытым
небом. На месте культового комплекса располагается мощный снежник, не
стаивающий даже в самое жаркое лето, и, быть может, прикрывающий доступ к
другим интересным сооружениям. Тающие снега образуют мощный горный
ручей, который лишь в самом низу вырывается из-под снежника на
поверхность, устремляясь к озеру. Струясь по естественным уступам, он во
много крат усиливает эстетическое впечатление от святилища» (ДЕМ, с. 151).
Рис. 13. Водопад по каменным ступеням
К сожалению, изображения дольмена исследователь не приводит, хотя
дает фотографию струй водопада, стекающего по каменным плитам (ДЕМ, с.
148, рис. 57), рис. 13. Замечу, что дольмены сами по себе являются
святилищем Мары, усыпальницами, которые требую сухости, но никак не
влаги. Поэтому образование большой снежной шапки над святилищем - это
природный катаклизм, свидетельствующий об очень мощном похолодании.
Никакого снежника в период функционирования святилища Мары и близко быть
не должно! Поэтому становится понятным, почему люди покинули это место
впоследствии: стало очень холодно и снежно, а летом снег таял,
затапливая ступени водой.
На ступенях существуют надписи. На трех ступенях, соответственно, читаются такие слова: на верхней: ХРАМ МАРЫ, на средней: ...АЯ МАРЫ, то есть МАСТЕРСКАЯ МАРЫ, на нижней - ХРАМ МАКАЖИ.
Полагаю, что последовательность нахождения соответствующих учреждений
на местности в действительности обратная: на возвышенности - храм
Макоши, на уровне поверхности - мастерская Мары, и ниже уровня земли -
храм Мары. Как видим, перед нами - целый комплекс разных культовых
учреждений.
На той же горе Нинчурт находятся остатки фундамента некоторого
учреждения, о котором В.Н. Дёмин ничего не говорит, рис. 15 (ДЕМ, с.
146, рис. 55). Однако можно посмотреть, какие надписи находятся на
основаниях этих ступеней, рис. 16.
Рис. 14. Мое чтение надписей на ступенях
Рис. 15. Фундамент древнего сооружения
На плитах опять читается то же самое: на верхней - ...СКАЯ МАРЫ, то есть, МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. На нижней - ХРАМ МАКАЖИ.
Иными словами, здесь повторяются надписи, прочитанные на предыдущей
фотографии, только сюда не вошла самая верхняя ступень. Таким образом,
мы имеем просто разные ракурсы одного и того же места.
А в заключение рассмотрим небольшую «загадочную металлическую фигурку»
из ущелья Чивруай, найденную инженером-наладчиком из Ревры Александром
Федотовым рис. 17 (ДЕМ, с. 151, рис. 58). На ней тоже заметны надписи,
которые я прочитаю.
Рис. 16. Мое чтение надписей на плитах
Надписи я читаю, рис. 18: наверху, на уровне головы: МАК(ОШЬ). Далее, на уровне груди в обращенном цвете: МАКАЖИ МАСТЕРСКАЯ (буквы АЯ заимствованы в прямом цвете). И еще ниже в прямом цвете: МАКАЖИ. Таким образом, сомнений нет, перед нами - металлическая фигурка Макоши. Фигурка Макоши из металла нами встречена впервые.
Рис. 17. Металлическая фигурка из ущелья Чивруай
Итак, в результате проведенного исследования по сообщениям из двух
книг В.Н. Дёмина выяснилось, что само название Сейдозера означает
«озеро дороги в храм», и что в скалах вокруг него расположено пять
крупных сакральных учреждения древних славян, то есть, храм Макоши, храм
Мары, мастерская Мары, мастерская Макоши и резиденция хараона скрытых
тультеков. Из более мелких сооружений можно отметить дольмен, к
сожалению не запечатленный на фотографии, и пирамиду трех мужских богов,
то есть, Рода, Сварога и Яра. Антропоморфные лики Сварога и Яра нами
получены впервые. Впервые атрибутирована и металлическая фигурка как
антропоморфное изображение Макоши. Так же впервые атрибутирована, хотя и
по тени, пирамида камней как изображение Мары. Наконец, впервые
получено изображение рельефа медведицы с медвежонком, как зооморфные
лики Макоши и Мары.
Рис. 18. Мое чтение надписей на металлической фигурке
Выяснилось, что ряд сейдов не просто носит название «мар», но и
действительно изображает богиню Мару. Более того, само устройство
каменной пирамиды есть изобретение славянской культуры, воспроизведенное
египтянами. Весь комплекс сооружений принадлежит Маре, о чем говорит ее
наиболее крупный сейд, чья тень изображает человека с распростертыми
руками. Большое количество малых сейдов-мар говорит о том же. Вероятно,
на горе Нинчурт (слово НИНЧУРТ можно предположить воспроизведением
саамами русского выражения НЫНЕ ЧЕРТ, то есть ДЬЯВОЛЬСКОЕ МЕСТО,
древнее святилище) находилась главная усыпальница тультеков двух частей
Туле - острова и Кольского полуострова. Рядом с комплексом вполне
закономерно находилась и одна из резиденций хараона. Не исключено, что
на камнях возле конкретных дольменов или на саркофагах внутри них могут
быть найдены надписи усопших.
Заметим также сходство словообразовательной модели в наименовании И
ТЕХ РУССКИХ (этрусков), и ТУЛЯКОВ ТЕХ (тультеков). Не исключено, что
после похолодания, покрывшего снегами, а летом - водой весь храмовый
комплекс, тультеки мигрировали на юг, унеся туда свою культуру и свой
топоним Туле. Правда, время такого катаклизма, связанного с быстрым
похолоданием, пока неизвестно. Необходимы новые исследования.
|