Историкам известно, что в Дохристианской Руси пьянства не было вообще.
У нас не выращивали виноград. Вино для немногочисленных христиан, для
причастного таинства, привозили из Восточно-Римской империи (Византии).
Единственными хмельными напитками славянорусов был
сбродивший мёд, пиво, сурица, квас и брага (сурица – это был настой
целебных трав на воде с добавлением мёда). Это были слабоалкогольные
напитки с крепостью 2-3 градуса.
Да и принимали их только в дни больших празднеств – весеннего и
осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния, а также на
тризнах, в честь главных богов.
• Причём, это была привилегия мужчин, женщинам чарку не подносили (не
говоря уж о детях). Квас же до сих пор остаётся любимым напитком
русского народа, его использовали не только, как напиток, но поддавали
им пару в банях, обливались для здоровья.
• После крещения Руси, вино по-прежнему было очень редким
напитком, служило для религиозных целей, использовалось как лекарство и в
домах знати подавалось небольшими чарками почётным гостям
(одну-две не больше, напиток был редким). Были известны греческие вина,
как редкость их захватили ещё во время похода Олега – 907 года, вместе
со златом и роскошными тканями. В начале 16 столетия на Руси появляется
бургундское вино, а затем канарское.
• Таким образом, в средние века на Руси вино было большой редкостью,
практически недоступной основной массе простого населения, да и для
знати это был не повсеместный напиток, а лекарство, символ почёта
(угощали важных, почётных гостей). Причём, редкие примеры пьянства на
Руси всегда считались пороком, пьяниц осуждали и высмеивали. Об этом
можно, к примеру, почитать в книге исследователя И.Р.Прыжова «История
кабаков в России».
• На Западе дело обстояло как раз наоборот, пьянство и
обжорство (как и распутство) были весьма распространенными пороками ещё
со врёмен Древней Греции и Рима. Ещё в VIII веке Карл Великий
был вынужден ввести запрет на появление в суде пьяным свидетелям и
участникам тяжбы. Также напоминал, что судьи во время заседания должны
быть трезвыми, а священникам в процессе таинства покаяния не следует
спаивать кающихся.
• Артур Шодуэлл в своей работе «История пьянства в Англии»
сообщает, что порок пьянства был весьма распространён среди английского
духовенства, так, ещё в 570 году правитель Гольдас Мудрый издал
указ, по которому «каждый монах, напившийся до того, что не в состоянии
будет петь во время службы, будет оставаться без ужина».
• Многие ошибочно считают, что водка – это русское изобретение, появилось даже словосочетание – «русская водка».
Впервые Русь познакомилась с водкой во времена правления Великого князя
московского и владимирского Василия I (1389 — 1425 годы правления), по
другой информации – чуть ранее, в 1386 году, при Дмитрии Донском. Водку
завезли генуэзские купцы как дар русскому князю, к тому времени
«просвещённая» Западная Европа употребляла этот напиток уже более ста
лет. Это была «аквавита» — чистый виноградный спирт, изобретённый в
Южной Франции.
• Русский двор, ознакомившись с напитком, решил, что его пить
нельзя, можно использовать только, как наружное лекарство – «в рану
пущати», да и то разбавлять водой. К тому же, против
использования водки была церковь. Только когда в 1475 году турки-османы
захватили Кафу (совр. Феодосия) — генуэзскую колонию в Крыму, так был
перекрыт канал поступления итальянских и испанских сухих вин, началось
производство водки на Руси. Напиток не прижился в народе, там
по-прежнему предпочитали квас и пиво.
• Интересно, что промышленное производство водки на Руси началось с духовенства
(как уже отмечалось, на Западе лидировали по пьянству именно
представители духовенства). Её начали делать в Чудовом монастыре —
мужской монастырь в восточной части Кремля в Москве. Кроме того, церковь
имела привилегию на винокурение (производства вина). С середины 15
столетия перегонка хлебного спирта была поставлена на промышленную
основу, и государство старалось распространить монополию не только на
производство и продажу «хлебного вина» (так в то время чаще называли
водку), но и на другие спиртосодержащие напитки — мед и пиво, ранее они
не подвергались налогообложению.
• Производством водки заведовал «чашечный путь», позже Сытенный двор,
Сытенный приказ. В 1474 году Иван III Васильевич ввел первую
государственную монополию на производство и продажу водки на Руси,
запретил ввозить водку («вареное вино») через Псков. Интересно, что
позднее он же пытался вообще запретить производство водки на Руси (уже с
1476 года, видимо, острая надобность в финансах отпала).
• В целом в этот период Русь была по-прежнему трезвой. Пьянство
отмечалось среди знати, иностранных наёмников. Простым людям было
некогда пить, они трудились. Знаменитый путешественник барон Сигизмунд
Герберштейн (он посетил Русь в 1517 и 1526 годах) отмечал, что русские отличаются редким трудолюбием, и очень умеренны в питие.
В будние дни вообще было запрещено пить, только нёмники-иностранцы
имели право пить, они жили в слободе за Москвою-рекой, которая
называлась Налейкой, от слова «наливай». Только по большим праздникам
разрешалось посещать «царёвы кабаки», учреждённые при Иване Грозном — на
Святой неделе, в Рождество Христово и на Дмитриевской субботе
(первоначально получили разрешение их посещать только знатные люди).
• За употребление водки в прочие дни можно было загреметь в тюрьму или подвергнуться телесным наказаниям.
При царе Фёдоре Ивановиче политику ещё более ужесточили, «царские
кабаки» первоначально закрыли, но это привело к росту частного
производства. Тогда государственные питейные заведения опять открыли,
т.к. там качество продукции могло проконтролировать государство, а
частные запретили (указ 1590 года). В дальнейшем политика правительства
также не была постоянной – послабления сменяли ужесточения «питейных»
законов.
• В это время Западная Европа была полностью поражена пьянством.
Французский писатель, один из величайших европейских
сатириков-гуманистов эпохи Возрождения Франсуа Рабле (1494 — 1553) в
своём сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль» показывает
современные ему пороки европейского общества. Главные герои произведения
постоянно пьянствуют, предаются чревоугодию и справляют естественные
нужды. Досталось и церковникам, которые отличались лицемерием,
стремлением к наживе, распущенностью (Рабле хорошо знал вопрос, т.к. в
молодости сам побывал монахом).
В XVI веке в Германии водку продавали буквально на каждом углу, это столетие даже прозвали «пьяным». Один из основателей протестантизма Мартин Лютер (сам большой любитель пива), записал в 1541 году: «К сожалению, вся Германия зачумлена пьянством; мы проповедуем и кричим, но это не помогает». Лютера поддерживает его сподвижник, немецкий гуманист, теолог и педагог Филипп Меланхтон (1497 – 1560): «Мы, немцы, пьём до полного обессиливания, до потери памяти и здоровья». Аналогичная ситуация была и в Англии.
• Не все знают, но в России 19 столетия трезвенное движение принимало
значительные масштабы – «завязывали» целыми губерниями, так, в конце
1850-х годов отказалась от алкоголя Ковенская (территория нынешней
Белоруссии) губерния, затем к ней присоединились Виленская, Гродненская
губернии. Был создан Союз чаепитников.
• Происходили даже «антиалкогольные бунты» — народ не только отказывался от алкоголя, но и устраивал погромы кабаков, шинков.
В 1880-е годы прошла волна создания обществ трезвости, большую роль
сыграл в этом движении Лев Толстой (он издал такие работы, как «Пора
опомниться», «Для чего люди одурманиваются?», «Богу или Маммоне?», «К
молодым людям»). В 1885 году правительство, под давлением общественного
мнения, ввело закон «О предоставлении сельским обществам права закрывать
в пределах своих территорий кабаки». Это право использовали десятки
тысяч сельских общин.
В итоге к началу 20 столетия «пьяная испокон века Русь»,
как её любят представлять западные и российские русофобы, скромно стояла
в самом хвосте ведущих держав Европы и CШA, занимая десятое место по
уровню потребления алкоголя (3,1 литра на душу населения): на первом
была Франция, за ней Бельгия, Англия, Германия, Италия, Австро-Венгрия,
Соединенные Штаты, Швеция…
В начале Второй Отечественной войны (так назвали Первую мировую) в
России вообще ввели сухой закон и рассматривали вопрос об установлении
трезвости в Российской империи «на веки вечные». В тот период уровень
потребления алкогольных напитков упал почти до нуля.
• Затем страна постепенно «пьянела». Так, в 1924
году, по инициативе Бухарина, правительство Рыкова разрешило водку (её
поэтому тогда называли «рыковка»), введя винную монополию. Причём водку
разрешили пить на рабочих местах, в рабочее время, даже ввели
дополнительный штат рабочих для подмены совсем пьяных. Три дня в месяц
разрешили прогуливать во время запоя.
• Правда, уже через несколько лет законы ужесточили, когда пошёл
поток информации об увеличении брака, невыполнении планов, разложении
производственных, профсоюзных, государственных кадров, резком увеличении
числа пьяных драк и пр. К началу Великой Отечественной войны уровень
потребления только приблизился к планке начала 20 века до введения
«сухого закона» — около4 литровабсолютного спирта на душу населения в
год.
• В 1960-1980-е годы страна опьянела ещё больше – производственные мощности были резко усилены.
В 1980 году было продано в 7,8 раза больше алкогольных изделий, чем в
1940 году. В 1990-е годы пьянство стало одной из главных причин
появления т.н. проблемы «русского креста» – смертность превысила
рождаемость. Но даже при таком общем ухудшении ситуации, Россия не стала
мировым лидером по пьянству.
• Лидерами среди стран по потреблению алкоголя являются –
Люксембург, Ирландия, Португалия, Франция, Италия, Бельгия, Германия,
Чехия и Румыния. Согласно данным конца 20 столетия, издания
World Drink Trends, Россия в рейтинге пития занимала всего-то 19 место.
Ясно, что эти данные не повод для самоуспокоения, России необходима
целостная программа по отрезвлению нации, особенно большое беспокойство
вызывает проблема пьянства в среде молодёжи.
• Подводя итоги, надо отметить, что чёрный миф о «русском
пьянстве» не только программирует русских людей (молодежь) на
определённую модель поведения, служа оправданием для любого рода
пороков, но и наносит вред международной репутации нашей страны,
создавая образ вечно пьяных «русских медведей». Лично каждый из нас
должен внести свой вклад в отрезвление нации. Трезвость должна стать
признаком каждого русского человека, уважающего свой народ и его
тысячелетнюю историю.
Миф о грязи
• Составной часть огромного чёрного мифа о русских и России, является
миф о нечистоплотности русских. Но если приглядеться к истории Западной
Европы, то можно отметить несколько интересных фактов, которые говорят о
том, что дело обстояло как раз наоборот. Ещё в легенде о посещении Руси
апостолом Павлом, сказано, что, посещая земли ильменских словен
(Новгородчина) он удивился тем, что местные жители любят мыться в банях,
бить себя «молодыми прутьями» и обливаться квасом и студёною водой. То
есть мы наблюдаем признаки высокого уровня развития норм гигиены
в Древней Руси – мылись, да ещё и укрепляли иммунитет холодной водой,
народными средствами (квасом).
В Западной Европе, если касаться вопроса личной гигиены,
дело было совсем худо. Так, по тогдашним представлениям, забота о теле
считалась греховной, а чрезмерно частое число процедур умывания и
связанное с ним лицезрение собственного голого тела — соблазнительным
(склоняло к греху).
Святой Бенедикт писал следующее: «Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже».
Святая Агнесса приняла этот весьма «умный» совет столь близко к сердцу,
что за время своей сознательной жизни не мылась ни разу. Естественно
простой народ следовал за подобными «святыми».
• Причём, не мылись не только представители духовенства и
простолюдины, но и знать. Некоторые приёмы гигиены появились только
после крестовых походов на Ближний Восток – рыцари познакомились с
ближневосточной культурой. Французский король Людовик XIV сводил все
свои гигиенические процедуры к мытью рук и периодическому обтиранию тела
духами.
• Наполеон Бонапарт предпочитал вместо мытья ежедневно обтирать тело
одеколоном, за французским полководцем возили небольшой обоз его
любимого «Eau de Cologne» («Кёльнская вода»). Кроме того, надо сказать,
что распространение в Европе моды на парфюм было связано с желанием замаскировать запах грязного тела.
В более поздние времена, за исключением франтов, которые неизменно
заботились о белизне зубов и чистили их мелом, остальные европейские
дворяне по вечерам, в лучшем случае, полоскали рот и мыли руки.
• Перед балом или другим торжественным мероприятием прибегали к более
сложным процедурам: умывали уже не только руки, но уши и шею. Ванные
комнаты были редкостью, к тому же их часто применяли для специальных
процедур – «ванн красоты» из молока, настоя трав и т.д. Даже в первой половине XIX столетия голову мыли не чаще четырех раз в год.
• Интересный факт истории – одной из причин, почему Лжедмитрия
уличили в том, что он не русский, стал тот факт, что он не ходил в баню.
Для русского человека это была первейшая примета чужеземца – «немца»,
«влаха», «латинянина» и т.д. Хотя Западная Европа и унаследовала баню от
Древнего Рима и Византии, но в период «тёмных веков» почти утратила её.
• Крестоносцы, пришедшие на Ближний Восток, поразили местное население своей дикостью и грязью: «Франки
дики. Прославляя своего бога Иисуса, пьют без меры, падают, где пьют и
едят, дозволяя псам лизать их уста, изрыгающие брань и съеденную пищу».
Крестоносцы в жарком климате Ближнего Востока оценили полезность бани, и
она стала возвращаться в Европу, но затем усилиями церковных и светских
властей ко времени Реформации опять была почти искоренена, т.к.
считалась гнездом разврата и заразы. В третий раз бани вернулись в
Западную Европу только в XIX столетии. Считается, что толчок к их
возрождению здесь дали русские походные бани, с которыми русская армия
дошла до Парижа в 1814 году.
• Санитарное состояние западноевропейских средневековых городов было ужасающим.
Узкие улицы были забиты различным мусором, канализации не было, поэтому
продукты человеческой жизнедеятельности выбрасывали из окон прямо на
улицы, как и отходы из кухонь, боен. Если ситуация ухудшалась до
степени, когда мусор мешал проезду, тогда местный феодал или король
приказывал организовать «субботник». Но это помогало ненадолго. О
степени замусоренности и грязи, царившей в европейских городах, можно
судить уже по тому, что в столичном Париже существовали улицы Дерьмовая,
Дерьмяная и Дерьмишная, Смердящая Дерьмом, попросту без украшений улица
Дерьма.
• И это притом, что в тот период, когда Европа утопала в
грязи, в Новгороде уже в середине X столетия появились первые на Руси и в
средневековой Европе деревянные мостовые. Для примера, в
Париже мостовые появились лишь в XII веке, а в Лондоне только в XV веке.
В XI веке деревом мостили уже все улицы Новгорода, а также дворы внутри
городских усадеб. Удивительное единообразие мостовых позволяет утверждать учёным, что они делались за государственный счет по единым стандартам.
• Мостовые обновлялись каждые два десятилетия за счет укладки нового
слоя поверх старого. Кроме того, по обеим сторонам мостовой делались
специальные ограждения — парапеты из трех рядов бревен высотой40
сантиметрови даже водосточные сооружения. Надо сказать, что мостовые
были и в других русских городах, к примеру, в Пскове и Смоленске.
• В конце XI — начале XII веков в Новгороде смастерили первый на Руси
и в средневековой Европе водопровод. Он был расположен на территории
княжеской усадьбы на Ярославовом дворище. Чистая вода «для питья и
мытья» шла в усадьбу по трубам из сильного ключа, бившего восточнее
дворища. Водопровод был самотёчным. А в столице Франции первый
самотечный водопровод построили в конце XII века, в Лондоне — в XIII
веке.
• Подобной информации вполне достаточно, чтобы сделать вывод, что
ситуация с гигиеной, чистоплотностью на Руси была на порядок лучше, чем в
Западной Европе. |