В 2008 году Русская
православная церковь отметила 1020 годовщину со дня принятия христианства на
Руси. Этому событию придавалось особое значение, в том числе и
пропагандистское.
Во-первых, представители
религии утверждают, что христианство было почти одновременно принято всем
населением Киевской Руси и явилось "Божественным актом", с радостью принятым
всем народом.
Во-вторых,
якобы благодаря христианству Русь получила государственность и из полудикой,
тёмной, невежественной страны превратилась в могучее государство. Введение
христианства знаменует собой более чем тысячелетнюю эпоху нашей культуры и
литературы - вот что пытаются утверждать церковные идеологи.
Выражение "крещение
Руси" относится к числу не просто неудачных или неточных, а глубоко
ошибочных, вводящих в заблуждение. Это словосочетание как бы предполагает
наличие одноразового события: быстрого и повсеместного приобщения к
христианству всего народа, целой страны - Древней Руси. Между тем такого
события история не знает. Был продолжительный, растянувшийся на несколько
столетий процесс введения христианства в качестве государственной религии
централизованной Киевской, а затем и Московской державы.
Христианство стало
проникать на Русь задолго до её "крещения". Первая попытка обратить в
христианство киевлян была предпринята в 867 году князем Аскольдом. Многие
приближенные князя Игоря (умер в 945 году) были христианами. В Киеве
существовал даже храм святого Илии ("Соборная церковь"). Киевская княгиня
Ольга (945-957) сама была христианкой.
Как религия
классового общества христианство не могло утвердиться на Руси раньше, чем
окрепли феодальные отношения. Пока островки феодализма тонули на Руси в
океане родоплеменных отношений, христианизация не принимала массового
характера, распространяясь только на отдельных лиц и небольшие социальные
группы.
Лишь после того, как
феодальные отношения достаточно укрепились, возникли реальные предпосылки
для перехода от язычества к христианству. А такие предпосылки возникли лишь
к концу X века.
Таким образом,
основные причины принятия христианства обуславливались не "Божественным
актом", как пытаются показать церковники, а ходом исторического развития
Руси, её политических и экономических отношений с европейскими
государствами, в которых христианство было общепринятой религией. Кроме
того, необходима была религия, способная повысить авторитет киевских князей,
содействовать их объединительной деятельности. Крещение было
встречено народами Киевской Руси без особого энтузиазма. Старая вера не
сразу уступила место новой. Киевлян крестили привезённые Владимиром из
Херсонеса (близь нынешнего Севастополя)
греческие священники. По описанию летописцев, "жителей
загоняли в реку как стада", "иные и не по любви, а из страха перед
повелителем крестились". Таким же было крещение и в Новгороде. О нём
сообщает Иоакимовская летопись. До наших дошла поговорка:
"Путятя крестил мечём, а Добрыня огнём".
И после принятья
христианства многие держали у себя богов-идолов, приносили жертвы
источникам, молились в священных пещерах. Славянское племя вятичей (на Оке и
на Москва-реке) ещё в начале XII
века придерживалось язычества и даже убило христианского
миссионера монаха Кукшу. В Новгороде около 1070 года языческий волхв поднял
население против христианского епископа.
Восстания и волнения,
сопровождающие распространение христианства, были стихийными, неосознанными
протестами против усиления эксплуатации и социального гнёта, освещаемых
новой религией. Эта религия использовалась киевскими князьями в качестве
духовной узды для народа, в качестве одного из главных орудий укрепления
своей власти.
В лице православия
правящий класс молодого феодального государства получил в свои руки довольно
эффективный аппарат для идеологической обработки угнетённых, для примирения
народа с эксплуататорами, устоями феодального общества. С первых шагов
православная церковь начала пропагандировать и насаждать идеи
богоизбранности государственной власти. Так, митрополит Никифор, автор
послания к Владимиру Мономаху, писал: "Как Бог
царствует на небесах, так и князи избраны быте от Богов".
Не выдерживает
сопоставления с фактами отечественной истории и утверждения современных
церковных авторов, будто дохристианская Русь не знала письменности. Учёные
располагают достаточным фактическим материалом, доказывающим, что у
восточных славян письменность была до "крещения Руси". И это закономерно.
Письменность, как и другие проявления культуры, возникла из потребностей
социального развития, прежде всего из необходимости расширения общения между
людьми. О наличии письменности у восточных славян дохристианской поры
сообщают арабские и немецкие источники X века.
Церковь могла бы
похвастаться тем, что дьяк Иван Фёдоров впервые выпустил печатным
способом книгу "Апостол". Но та же церковь объявила позже его
чернокнижником, колдуном, вынудила бежать из Москвы...
Итак, отечественная
история не начинается с "крещения Руси". Безосновательны и заявления
современных православных богословов, будто церковь имела перед собой
"непросвещенную душу русского человека" и "стояла у истоков русского
национального самосознания, государственности и культуры".
Обращаясь к временам
дохристианской Руси, правильное освещение их - не просто дань интересу
старине или удовлетворение естественной любознательности. Оно необходимо для
опровержения богословских измышлений в области отечественной истории,
разоблачения попыток поставить нашу с вами историю, как говориться, с ног на
голову....
|