Вооружённые конфликты и войны неизменно
сопровождали историю нашей страны. Перед лицом опасности, во время
тяжких потрясений и бед люди нередко обращались к Богу, ища помощи и
защиты, надежды и спасения. Поэтому вполне логично, что военная история
России запечатлелась в религиозных образах, ставших неотъемлемой частью
отечественной духовной культуры. Это в полной мере относится и к
представленной на выставке иконе XVII века «Богоматерь Смоленская».
Накануне Бородинского сражения икону пронесли по русскому лагерю, что
способствовало укреплению в воинах веры в победу. Этот момент изображён
на хромолитографии 1862 года «Молебен перед Бородинской битвой». Один из
списков иконы находился у М.И. Кутузова в течение всей войны, был
положен в изголовье его гроба, торжественно перевезённого из Бунцлау в
Санкт-Петербург, и установлен над могилой полководца в Казанском соборе. Особый интерес представляют и две другие
иконы, связанные с историей Бородинского сражения. Это «Спас
Нерукотворный» и «Распятие со святыми Адрианом и Наталией». Первая из
них происходит из Спасо-Бородинского женского монастыря, основанного
вдовой генерала А.А. Тучкова IV — М.М. Тучковой (1781—1852) на
предполагаемом месте гибели её мужа в 1812 году — на Семёновских
(Багратионовых) флешах, и была подарена Николаю II 26 августа 1912 года в
связи со столетием Бородинской битвы; вторая также имеет не менее
славную историю, о чём говорит табличка со следующей надписью: «Распятие
Христа Спасителя, вылитое из офицерского знака, бывшего на груди
поручика лейб-гвардии Финляндского полка Аполлона Никифоровича Марина в
сражении под селом Бородиным в 1812 г. Знак сохранил жизнь Марина от
картечной пули. Аполлон Никифорович Марин, прослужа 50 лет, умер в чине
генерал-лейтенанта в 1873 году 9 августа в городе Воронеже». На обратной
стороне иконы помещён текст о роде Мариных, посвятивших себя служению
Отчизне. Так, сам Аполлон Никифорович (1790—1873), окончив Первый
кадетский корпус, служил в пехоте, был неоднократно ранен, написал
историю Финляндского полка. Будучи в отставке, устроил в Воронеже школу
для крестьянских мальчиков, детей своих бывших крепостных. Символично размещение на данной иконе
рядом с распятием изображений святых мучеников Адриана и Наталии, день
памяти которых отмечается православной церковью 26 августа. Именно
26 августа (7 сентября) 1812 года и состоялась битва при Бородино. Военно-историческая составляющая иконы
заключается ещё и в том, что в неё вмонтированы три медали — две
серебряные и одна медная. Одна из серебряных медалей — «В память
Отечественной войны 1812 г.», учреждённая указом «О пожаловании
участников освобождения русской земли от нашествия Наполеона»,
выдавалась только участникам боевых действий, вторая — «За взятие Парижа
19 марта 1814 г.» — лишь тем, кто брал столицу Франции. Медная медаль у
подножия креста — точная копия первой серебряной медали — была
учреждена высочайшим манифестом от 30 августа 1814 года для награждения
старшин в дворянском роду и купечества, содействовавших победе русских
войск. Таким образом, так же как и само серебряное распятие, отлитое из
офицерского знака, все три медали связаны с событиями Отечественной
войны 1812 года и последовавших за ней Заграничных походов русской
армии. Ещё одна икона, представленная на
выставке и связанная с историей Отечественной войны 1812 года, — это
«Богоматерь Ченстоховская». Икона в серебряном окладе, выполненном
мастером В. Поповым в Санкт-Петербурге в 1813 году, представляет собой
список чудотворной иконы, находящейся в Польше, в Ченстоховском
монастыре. В 1813 году, когда русские войска вошли в Ченстоховскую
крепость, настоятель и братия монастыря в благодарность за освобождение
от наполеоновских войск поднесли генералу русской армии
Ф.В. Остен-Сакену список с чудотворного образа. Генерал передал список
М.И. Кутузову, который отправил икону в Санкт-Петербург. По распоряжению
Александра I икона была оправлена серебряным окладом с драгоценными
камнями и помещена в Казанском соборе. К числу редких относится и
экспонировавшаяся на выставке икона «Троица Новозаветная», на которой
каждый лик Троицы виден только с одной стороны: слева — Иисус Христос,
справа — Саваоф, анфас — Дух святой в виде голубя. Каждый образ виден
под определённым углом и размещён на отдельных пластинках, поставленных
вертикально на расстоянии друг от друга и содержащих только часть общего
изображения. Подобный способ размещения цельной композиции на
горизонтальной и вертикальных поверхностях встречается со второй
половины XVIII века в светском искусстве и в религиозном — в изображении
Троицы. На тыльной стороне мемориальная надпись, сделанная рукой князя
Петра Алексеевича Волконского: «1812 года. В память моего спасения от
неприятеля в Донском монастыре посвящает сий образ от трудов моих КПА
Волконский». На выставке был представлен и ряд
экспонатов, задействованных при праздновании 100-летия Отечественной
войны 1812 года. Это церковная утварь, иконы, хоругви, облачение
священника, альбом цветных репродукций «За Веру, Царя и Отечество.
Отечественная война 1812 года в картинах» (издание И.С. Лапина. Париж,
1912), икона «Спас Нерукотворный с избранными святыми», которая была
«сооружена усердием Московских ремесленников в память столетней
годовщины Отечественной войны 1812 г.». Отдельный раздел экспозиции — это
полковые церкви и их реликвии. Принадлежавшие военному ведомству, они
занимали особое место в системе православных храмов. Так, во многих
полковых церквах и храмах военных училищ на стенах укреплялись
мемориальные доски с именами погибших в разных кампаниях воинских чинов:
офицеров, как правило, поимённо, а солдат — общим числом. Здесь же
хранились знамёна и всевозможные военные реликвии. Например, в
Преображенском всей гвардии соборе хранились 488 знамён, 12 замков и
65 ключей от крепостей Турции и другие трофеи. В убранстве церквей могли
быть использованы элементы воинской символики, в частности, изображения
ордена Святого Георгия. Каждый полк имел свой полковой храм,
своих особо почитавшихся святых. Артиллеристы, почитавшие своим
покровителем святого Сергия Радонежского, ещё в XVII веке возвели храм в
Пушкарской слободе в Москве. Для него в 1688 году известным иконописцем
московской Оружейной палаты П.Ф. Билигдиным была написана икона «Троица
Ветхозаветная в бытии с хождением». Она также экспонировалась на
выставке. Хотелось бы особо подчеркнуть, что иконы и богослужебная
утварь полковых храмов часто являлись вкладом офицеров и рядовых
воинских подразделений. Об этом свидетельствуют сопроводительные надписи
с перечнем фамилий и званий всех дарителей, что придаёт этим памятникам
мемориальный характер Кроме полковых стационарных церквей,
существовали походные церкви для проведения богослужений в походных, в
том числе боевых условиях. Одним из центральных экспонатов выставки
«Воинство небесное и земное» как раз и являлась такая походная церковь,
кстати, специально отреставрированная к данной выставке. Среди полковых икон, демонстрировавшихся
на выставке, особый интерес посетителей привлекала икона в киоте
«Богоматерь от бед страждущих», датированная 1896 годом. Икона была
создана в ознаменование столетнего юбилея лейб-гвардии 1-й
артиллерийской бригады. В нижней части киота находится металлическая
табличка с текстом: «Ко дню столетия батареи 9 ноября 1896 года и в
молитвенную память о собратьях-сослуживцах, убитых на поле брани и
умерших на службе. От чинов 3-й батареи Л.ГВ. I-й артиллерийской
бригады». Отметим, что сформированный 9 ноября 1796 года лейб-гвардии
артиллерийский батальон (с 16 октября 1869 г. — лейб-гвардии 1-я
артиллерийская бригада) ведёт свою историю от бомбардирской роты
Преображенского полка и пушкарей Семёновского и Измайловского полков. За
боевые заслуги 3-я батарея награждена знаками отличия на головных
уборах и Георгиевскими серебряными трубами: «За отличие при поражении и
изгнании неприятеля из пределов России 1812 года», «За отличие в
турецкую войну 1877 и 1878 годов» и юбилейной трубой с бантом из
Андреевской ленты, пожалованной 9 ноября 1896 года в связи со столетием
батареи. Таким образом, выставка
продемонстрировала ещё раз, сколь сильны были связи РПЦ с русской
армией, что неизменно содействовало военно-патриотическому воспитанию
личного состава Вооружённых сил Российской империи. Источник: http://history.milportal.ru/
|